Как конспектировать правильно
Содержание:
- Как собрать материал
- Для чего студенту нужен конспект
- Как составить план-конспект урока физической культуры
- Что такое конспект
- План урока английского языка, 7 класс
- Правила составления
- Пример составления краткого плана-конспекта
- Как писать конспект урока: создание системы сокращений
- Такие разные конспекты…
- Как правильно писать конспект: полная концентрация
- Для чего нужно составлять план урока?
- Оформление конспекта
- Скетчноутинг
- Оформление конспекта
- План урока английского языка, 7 класс
- Что такое тезис
- Пример плана-конспекта
- Классификация конспектов
- Интересные виды конспектирования
- Необычные виды конспектирования
Как собрать материал
Тема выбрана, все условия учтены, и возникает вопрос, как подготовиться к лекции дальше? Самое время переходить к содержанию
Очень важно собрать интересный материал, для этого необходимо изучить несколько журналов или книг по необходимой тематике, отобрать ключевые мысли, раскрывающие тему наиболее ярко, поискать необходимую информацию в Интернете, посидеть довольно долгое время в библиотеке
Если тема научная, очень важна точность информации. Необходимо выбрать текст, в котором рассказано о различных достижениях, проведении опытов. Можно провести сравнительный анализ, чтобы не было сухого и монотонного урока. Основные рекомендации по подготовке и проведению лекций вы уже знаете. Пришла пора переходить к делу!
Для чего студенту нужен конспект
Конспект представляет собой письменную фиксацию фактов, мыслей, определений, которые излагаются в устной форме преподавателем или представлены в литературных источниках. Важным требованием к конспектированию является обеспечение логической связи отдельных блоков прослушанной или прочитанной информации в процессе их аналитической обработки.
В результате конспектирования автор получает хорошо структурированную запись, благодаря которой через определенное время можно легко вспомнить полезные сведения. Другие читатели конспекта получают целостное представление о теме в кратком изложении ее основных тезисов. Существует несколько видов письменной фиксации информации, которым можно научиться. Они отличаются целевым назначением и областью применения:
- План-конспект включает пункты и подпункты, под которыми кратко излагается их суть. Подобное решение позволяет формулировать мысли последовательно, извлекать наиболее важные факты, структурировать информацию. Такой метод конспектирования целесообразно начать использовать во время лекций, когда преподаватель заранее оглашает план, а также для эффективной подготовки к экзаменам, в процессе которой по заголовку проще вспомнить содержание темы.
- При составлении схематического плана записываются вопросы, на которые затем предоставляются краткие ответы в несколько предложений. Как правило, лист делят на две колонки. В первой указывается вопрос, а во второй — ответ. Делать конспект по такой методике достаточно просто и удобно.
- Текстуальным конспектом называется комплекс цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по заранее разработанному плану. Данный вид конспектирования будет эффективен в процессе анализа высказываний автора, когда требуется изложить мысли в точной формулировке. Распространенными областями применения являются лекции по литературе, философии и другим гуманитарным наукам.
- Тематический конспект основан на заданной теме. В нем представлен исчерпывающий ответ по какому-либо вопросу, полученный из различных информационных источников. При этом конспектируются только те тезисы, которые позволяют раскрыть суть темы. Материал полезен для углубленного изучения тематики, требует много времени на анализ литературы, получается максимально информативным, так как содержит ценные сведения.
- Графический конспект предполагает изложение информации в графическом виде с помощью таблиц, графиков или схем. Основные данные подкрепляются пояснениями и выводами. Подобная методика нередко применяется для конспектирования лекций на техническую тематику.
- Конспект лекций достоверно и полно отражает основные тезисы, передаваемые лектором. Качество подобного конспектирования определяется умениями выделять главные моменты, анализировать информацию, исключать лишний материал, оперативно вести записи. В этом случае следует сконцентрироваться на последовательном изложении лекции. Составлять план нет необходимости.
- Свободный конспект представляет собой успешное сочетание разных видов конспектирования. Подобная методика требует высокого уровня профессионализма и опыта. От автора требуется фиксировать основные моменты темы, дополняя их схемами, цитатами, графиками, иллюстрациями и вопросами. Важным требованием является получение логически связанного и информативного материала.
Несмотря на огромный объем данных в интернете и печатных изданиях, в которых можно без проблем найти нужную информацию, умение конспектировать сложно переоценить. Самостоятельное ведение конспекта поможет трансформировать знания из краткосрочной памяти в долгосрочную, освоить методики систематизации данных и структурирования материала, развивать логическое мышление.
Как составить план-конспект урока физической культуры
В данной статье считаю необходимым предложить простую, но, на мой взгляд, полезную инструкцию по составлению план-конспекта урока.
- обозначьте четко сформулированную тему урока.
- укажите тип урока, исходя из следующей классификации: урок ознакомления с новой информацией или урок закрепления пройденного материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий, контрольный урок и другие.
- обозначьте цели предстоящего урока. Как правило, хорошо проработанный план-конспект урока физической культуры (и не только) отражает несколько целей.
- необходимо сформулировать задачи урока физической культуры, то есть что именно вы предполагаете сделать, для достижения вышеназванных целей урока.
- укажите материально-техническое оснащение урока.
- в план-конспекте урока физической культуры опишите ход урока: какие вы будете использовать методы и приемы в обучении, что требуется от учеников.
Что такое конспект
Конспект– это краткая письменная фиксация основных фактических данных, идей, понятий и определений, устно излагаемых преподавателем или представленных в литературном источнике. Причем такой вид аналитической обработки материала должен отражать логическую связь частей прослушанной или прочитанной информации.
Результат конспектирования – хорошо структурированная запись, позволяющая ее автору с течением времени без труда и в полном объеме восстановить в памяти нужные сведения, а любому другому читателю – получить целостное представление о кратко изложенной теме.
Замена конспектирования стенографированием или переносом в тетрадку огромных фрагментов из учебников и научных статей непродуктивна и опасна:
- Физической усталостью. Уже к концу первой пары писать так же быстро, красиво, но главное – разборчиво, как и в начале, сможет только робот. К четвертой лекции даже самый каллиграфический почерк потеряет читабельность и превратится в замысловатые закорючки.
- Отсутствием концентрации внимания. Машинально отражая в тетради услышанное, сложно запомнить информацию. В результате для усвоения материала придется во внеурочное время перечитывать записанное, причем многое в собственном конспекте покажется открытием.
- Сложностями с «расшифровкой». Чтобы не упустить ни слова, понадобится использовать большое количество загадочных сокращений, спонтанных аббревиатур и других на ходу изобретенных условных обозначений. Через два часа после лекции даже для самого автора конспекта все они станут похожими на пляшущих человечков из рассказа о Шерлоке Холмсе. Чтобы разобрать написанное, потребуется специалист по криптоанализу – без его помощи кодированную рукопись спокойно можно отправлять в макулатуру.
- Бесполезной потерей времени. Огромные манускрипты с простынями несистематизированной, следовательно, не подвергнутой анализу и осмыслению информации, не помогут качественно подготовиться к экзаменам.
Вести конспекты в вузах не учат, но разобраться в этой науке можно и самостоятельно, ознакомившись с основными типами краткого изложения содержания первоисточников, чтобы выбрать разновидность, наиболее подходящую для конкретных обстоятельств.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Правила составления
Красивый конспект должен быть содержательным и информативным. Поэтому сначала обязательно записывается тема. Каждый новый смысловой блок начинается с абзаца. Термины и другая важная информация выделяются разными способами.
Для того чтобы быстро записывать слова лектора, лучше использовать разные сокращения и условные обозначения: знаки больше или меньше, стрелочки и тому подобное. Все это позволит сэкономить время. Преподавателя нужно дослушать до конца и только потом фиксировать его мысль. Если он советует какую-то литературу, то ее нужно записать на отдельном листе.
Основное правило написания конспекта — это краткое изложение информации. Поэтому не стоит записывать длинные и пространственные рассуждения. В случае если какие-то термины непонятны, нужно их отдельно выделить и позже записать значение.
Некоторые преподаватели в начале лекции дают план, который содержит основные моменты занятия. Его необязательно записывать, но он поможет лучше зафиксировать смысловые блоки текста.
Навыки конспектирования пригодятся не только во время обучения. Если человек хочет лучше запомнить информацию из книги или статьи, ее лучше записать. Единых правил ведения записей не существует, так как каждый выбирает удобный для себя способ. Для разных предметов могут использовать определенные виды конспектов.
Так, для точных наук лучше применять схемы и таблицы. Подобный вариант подойдет для истории и биологии. В гуманитарных предметах нередко нужно цитировать первоисточник, поэтому лучше составлять конспект в виде плана.
Навык ведения записей развивается постепенно. Со временем человеку будет легко выделять главную информацию и записывать ее в тетрадь или блокнот. Это пригодится во время посещения выступлений или ведения переговоров, так как получится быстро фиксировать мысли.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них
Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
Как писать конспект урока: создание системы сокращений
Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау
Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло
Такие разные конспекты…
Конспекты бывают разными. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.
Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.
Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).
Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.
Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.
Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.
Как правильно писать конспект: полная концентрация
Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме. Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены. Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Оформление конспекта
Поскольку конспектирование в большинстве случаев дело добровольное и преподавателями не контролируемое, претензий к внешнему виду записей никто предъявлять не будет. Но, чтобы успевать за ходом мысли (и скоростью речи) лектора или не убивать кучу времени на составление заметок о прочитанном и при этом в результате получить максимально информативный и полезный конспект, надо придерживаться простых правил:
Так проблем с расшифровкой конспекта не возникнет даже спустя некоторое время.
Следование этим простым правилам оформления конспектов по не только существенно упростит работу на лекциях, но и подготовку к зачетам и экзаменам.
Скетчноутинг
Данный метод предполагает использование рисунков и символов наравне с текстом. Им можно пользоваться на лекциях, при чтении книг, на мозговых штурмах и деловых встречах. На самом деле мы все знакомы с этим методом по урокам биологии.
Метод позволяет переводить основные идеи в образы и формировать между ними наглядные взаимосвязи. Он включает рисунки, но это не должно пугать вас, так как достаточно и схематичных изображений.
Например, вам необходимо понять, как происходит взаимодействие клиента и веб‑сервера. Можно описать порядок действий словами:
- Клиент обращается к DNS‑серверу, ищет реальный адрес сайта.
- Клиент посылает HTTP запрос к веб‑серверу.
- Сообщение и образ веб‑сайта передаются по интернет‑соединению с использованием протокола TCP/IP.
- Если запрос клиента корректен, сервер небольшими частями отправляет файлы сайта в браузер.
- Браузер собирает эти части в полноценный сайт и показывает его вам.
А можно простой схемой:
Преимущества метода:
- Простая навигация по материалу.
- Можно быстро повторить материал.
- Понимание происходит через образы.
- Подходит для подготовки к экзаменам.
Недостатки метода:
- Занимает некоторое время, не всегда подойдёт для лекции.
- Необходимо сначала продумать структуру изображения, а только потом нарисовать.
Перечисленные методы ведения конспектов подойдут не всем, рекомендуем попробовать каждый и определить, какой удобнее и эффективнее для вас. Не ограничивайтесь одним методом: комбинируйте их в зависимости от ситуации и ваших потребностей.
Как вы записываете важную информацию?
Оформление конспекта
В отличие от курсовой или выпускной квалификационной работы, к конспекту официально не предъявляются никакие требования. Но в данном случае оформление – не вопрос внешней красоты, а залог эффективности затраченных на написание конспекта усилий.
Чтобы конспект действительно помог вам подготовиться к зачету или сдать экзамен, рекомендуем воспользоваться несколькими советами по его оформлению:
1) Графически выделяйте важные смысловые места. Заголовки и термины можно подчеркивать ручкой другого цвета, формулы и выводы – обводить в рамку. Пропускайте строки, чтобы отделить один параграф от другого
Обратите внимание, что совсем не обязательно менять ручки во время лекции, по ее окончании перечитайте конспект и спокойно выделите все, что необходимо
2) Важные мысли отмечайте восклицательными и вопросительными знаками, пометкой NB! (обратить внимание) и т. д
Такие «сигналы» значительно облегчат вам последующую работу с конспектом.
3) Не бойтесь общепринятых аббревиатур и сокращений: СССР, гос-во (государство), кол-во (количество) и т.д. Некоторые слова можно заменять графическими знаками. Пример: => вместо «следовательно».
4) При записи лекции или конспектировании учебника упрощайте предложения, делайте их короче и убирайте все второстепенные слова, без которых не произойдет искажения смысла.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Что такое тезис
Тезис — краткое изложение некоторого количества текстовых абзацев. Это основной смысл, идея-ключ. Его можно применять в любой разновидности литературы. Часто их составляют для сочинений, диплома, курсовой работы. Может быть вместо введения как дополнение, или самостоятельной частью, статьей к научной работе. В нем отражены цели, задачи исследования, предмет, источники, насущность тематики, итоги.
Внимательное чтение позволяет правильно выделить ключевую мысль. Ее записывают и сопоставляют со всей текстовой структурой. Основой могут стать маркированные абзацы. Они формируются по смыслу. Одному абзацу соответствует один тезис.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при создании:
- тезис – это не цитата, это самостоятельно оформленное утверждение или отрицание;
- длинные тезисы сложно воспринимать, достаточно всего пары предложений: один тезис – 1000 знаков.
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
Важность письменности для человечества. Государства, в которых впервые появилось письмо
Развитие в средние века. Значение для науки. Письменность в современном обществе. Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
Важность… Формирование потребности в письменной передаче сведений. Причины, обусловившие возникновение письменности… Наскальные рисунки
Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли… Пиктограммы. Предметное письмо (слова-рисунки). Кипу. Государства… Шумер. Египет. Китай.
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.
Источник статьи: http://edunews.ru/school/info/plan-konspekt.html
Классификация конспектов
Для школьника эта информация может показаться несколько сложной для восприятия с точки зрения терминологии, но по сути, иногда даже не зная, как это правильно называется, мы сами интуитивно выполняли подобные виды работы, иногда даже без поддержки учителя.
Виды конспектов:
-
- плановый – самый сжатый и краткосрочный, так как по прошествии даже незначительного срока времени может забыться, как именно тот или иной пункт плана раскрывался в исходном материале, подходит только для непосредственной подготовки к устному ответу,
- текстуальный – наиболее близок к тезисной передачи информации, так как в основном состоит из авторских цитат, подходит для изложения теоретических изысканий по определенной теме,
- графический – сугубо индивидуальная, авторская вещь, которая будет непонятна непосвященному, предпочтителен для конспектирования лекций, когда времени мало, а объем информации большой,
- хронологический – напрямую связан с предметом истории, когда информация подается в виде пересказывания событий, расположенных в хронологическом порядке,
- свободный – не имеет каких-то определенных требований и границ, при желании может совмещать в себе все остальные виды работы.
Как правильно писать конспект Учись, студент!
Как эффективно вести КОНСПЕКТ?!
Интересные виды конспектирования
Но не стоит ограничиваться традиционными способами конспектирования
Уделите внимание и новым идеям
Майнд-карты
Ментальные карты или майнд карты – это техника структурирования информации, которую предложил психолог Тони Бьюзен. Она имеет много плюсов и используется не только для конспектирования. Ментальная карта – удобный инструмент для:
- составления планов;
- разработки проектов;
- мозгового штурма;
- принятия решений;
- составления бюджета.
Майнд-карты — новый способ ведения конспектов
Техника помогает разложить по полочкам даже самую сложную информацию, выделить основные и дополнительные моменты. Так как создавая майнд карту, вы сами анализируете и структурируете информацию, запоминается она намного быстрее. Метод – увлекательный и простой, ведь основан на принципах работы человеческого мозга.
Просто возьмите альбомный лист, а в центре укажите тему/ключевую идею ментальной карты. Затем в разные стороны сделайте ответвления и укажите составляющие ключевой идеи. Из них снова сделайте ответвления по такому же принципу. Продолжайте расширять карту, пока не поместите в неё всю необходимую информацию.
Советы:
- Используйте разные шрифты, яркие цвета и небольшие картинки для лучшего запоминания. Но не перебарщивайте!
- Всегда начинайте создание карты с центрального слова.
- Старайтесь выбирать короткие слова или фразы для описания ключевых идей.
Метод Корнелла
Данный метод был предложен преподавателем Корнелльского университета по имени Волтер Паук и сейчас активно используется американскими студентами. С её помощью конспекты превращаются в ценные материалы, которые помогают эффективно запоминать информацию и готовиться к экзаменам.
Для начала нужно расчертить лист. Отступите 5 см от нижнего края листа и проведите горизонтальную линию. В оставшейся верхней части проведите вертикальную линию на расстоянии 7 см от левого края листа. Или скачайте готовые шаблоны.
Сверху укажите дату и тему. По ходу лекции записывайте ключевые моменты в правую колонку и оставляйте место, чтобы затем дописать то, что вы пропустили или считаете важным. Если возникают вопросы, записывайте их в левую колонку.
Следующий этап работы выполняется уже после лекции. Перечитайте ваши записи и в левой колонке очень кратко и ясно укажите все основные моменты и появившиеся вопросы. Запись вопросов поможет более глубоко изучить материал по заданной теме. В нижней колонке запишите выводы.
Советы:
- Обязательно работайте с материалом после лекции, заполняя левую и нижнюю часть листа. Без этого метод не принесёт пользы.
- Старайтесь использовать сокращения и пишите не под диктовку.
- Проанализируйте материал после занятия в течение дня, пока лекция свежа в памяти.
Таким образом, хоть конспектирование и кажется простым делом, чтобы оно принесло пользу, нужно учитывать разные нюансы. Главное – конспект будет наиболее эффективен, только если периодически обращаться к нему, чтобы освежить в памяти забытый материал.
Больше интересных идей о том, как красиво вести конспекты, вы узнаете из видео.
https://youtube.com/watch?v=iUmAFNz51Ro
Необычные виды конспектирования
Если стандартные способы ведения записей не позволяют получить информативные и полезные конспекты, можно прибегнуть к необычным техникам.
Майнд-карты
Mind-mapping – популярная техника конспектирования, которая придется по вкусу любителям мозговых штурмов. В кружочке или рамке в центре страницы указывается тема лекции. В течение занятия к этой отправной точке присоединяются дополнительные блоки, которые отводятся под логически связанные с основным понятием ключевые слова и идеи. Для большей информативности текст можно дополнять рисунками и значками.
Для создания ментальных карт лучше использовать листы большого формата (не менее А4). Записи располагаются от центра к периферии.
Метод Корнелла
Во время лекции записи делаются привычным образом, основная информация располагается в правой колонке. В левой уже после занятия помещаются наиболее значимые идеи, даты и понятия. В 24 часов необходимо окончательно оформить конспект, заполнив нижнее поле. Для этого надо несколькими предложениями сформулировать основную идею записей.
Если в течение суток не подвести итоги записанного, техника Корнелла лишена смысла и не принесет дополнительной пользы в сравнении с обычным конспектом.