Как самостоятельно подготовиться к огэ по русскому?
Содержание:
- Устная часть
- Письменный экзамен
- Как готовиться самостоятельно
- Критерии оценивания
- Задание 9. Сочинение-рассуждение
- Письменный ОГЭ по русскому языку
- Задание 5
- Задание 8. Лексический анализ
- Разбор всех заданий ОГЭ по русскому
- Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?
- Как зарабатывать на знаниях русского языка
- Подготовка к итоговому собеседованию
Устная часть
С 2019 года устный экзамен стал обязательным. Он проводится в феврале в формате 15-минутного собеседования и является допуском к основной (письменной) части ОГЭ. Для успешного прохождения нужно уметь:
- Выразительно читать текст.
- Пересказывать, цитировать, составлять косвенную речь.
- Поддерживать диалог с экзаменатором.
На данном этапе не начисляются баллы. Все ученики, прошедшие собеседование, получают зачет. Подготовка к устному ОГЭ проста и понятна:
- Больше читайте вслух, особенно художественную и научную литературу.
- Расширяйте словарный запас, избавляйтесь от слов-паразитов.
- Тренируйтесь вести диалоги на малознакомые темы.
Письменный экзамен
Если собеседование сдается отдельно, то остальные три части придется писать в одно время и уложиться в срок по времени. Подробности каждой части также важны, чтобы подготовка к ОГЭ по русскому была более эффективной.
Изложение
Эта часть требует большой внимательности, так как вам придется написать текст по памяти после двух чтений. Перед тем, как приступать к написанию у вас будет время на подготовку, поэтому нужно научиться правильно им пользоваться
Для того, чтобы справиться с заданием, важно:
- Раскрыть основную тему;
- Выделить 3 микротемы;
- Верно передать содержание;
- Перейти порог минимального количества слов.
Если у вас в работе все это есть, то после тщательной проверки работу можно сдавать.
Тесты
Эта часть представляет из себя задания, на которые нужно дать краткий ответ. Всего их 7, а ответы делятся на несколько видов:
- Слово;
- Словосочетание;
- Последовательность цифр.
Типы заданий разделены на:
- Синтаксический — №2, №4
- Пунктуационный — №3
- Орфографический — №5
- Содержание текста — №6
- Средства выразительности — №7
- Лексический — №8
Полный список тем можно скачать в нашей группе. Если вы будете знать их все, то ваша подготовка к ОГЭ по русскому будет безупречной.
Сочинение
Ученикам в девятом классе в последнем задании нужно порассуждать на одну из предложенных тем, которые могут попасться. Подготовка к ОГЭ по русскому должна включать в себя практику написания сочинений-рассуждений на эти темы. Задача у всех тем одинаковая — вам дадут слово, которое нужно раскрыть. Но формулировки бывают разные:
- Что такое…? (Что такое человечность?)
- … — это… (Нравственность — это…)
- Какого человека можно назвать … (Какого человека можно назвать благородным?)
Темы, которые могут попасться, уже известны. Весь список с ними можно скачать в нашей группе.
Как готовиться самостоятельно
Я не ходил к репетиторам ни когда готовился к ОГЭ в 9 классе (тогда экзамен назывался ГИА – Государственная итоговая аттестация), ни во время подготовки к ЕГЭ в 11. Когда поступал на первый курс педагогического института (направление – “Русский язык. Литература”) был первым по количеству баллов.
Подготовиться к любому экзамену по русскому языку реально, если можешь заставить себя учиться. Тем более, если учитель в школе проводит консультации или элективы.
Ниже я перечислю четыре пособия для 11-классников, в которых представлена вся теория, необходимая на ЕГЭ. Готовиться к ОГЭ по ним тоже можно.
- Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
- Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
- Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ-2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
- Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).
По курсам пока вышли три статьи, не считая этой:
- Общая подборка платных обучающих материалов.
- Подготовка к Единому государственному экзамену.
- Подготовка к сдаче ВПР.
По теории языка опубликовал общую статью о гласных звуках и более углубленную по безударным гласным.
Подписывайтесь на обновления, чтобы ничего не пропускать.
Критерии оценивания
На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.
Баллы за ОГЭ
За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.
Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.
Оценка содержания
За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.
Оценка сжатия
Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.
При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.
В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.
Оценка связности
Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.
Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий
Оценка грамотности
Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.
Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:
- 1 орфографическая;
- 1 грамматическая;
- 2 пунктуационные;
- 2 речевые.
Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.
Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).
Подготовка к изложению ОГЭ
На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.
Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:
- слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
- заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
- засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.
Задание 9. Сочинение-рассуждение
В данном задании нет изменений, кроме того, что в 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос.
Что нужно повторить?
- Структура сочинения-рассуждения и правила его написания;
- Значение основных понятий и терминов для заданий 9.1 и 9.3;
- Критерии оценки сочинений.
Подробный разбор изменений, который вы прочитали, поможет правильно подготовиться к предстоящему экзамену. Распределите время на подготовку к каждому заданию, но и не забывайте о необходимости чередования труда и отдыха. Это поможет вам не истощить все силы и сохранить уверенность на экзамене.
Письменный ОГЭ по русскому языку
Выпускники, которые успешно пройдут собеседование, будут допущены к сдаче письменного ОГЭ по русскому языку, который является основным обязательным экзаменом для всех 9-классников.
Формат экзамена
Глобальный изменений в ОГЭ 2022 года по русскому языку не предвидится.
- На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.
- Все задания экзаменационной работы относятся к базовому уровню сложности.
- Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.
На экзамен по русскому языку в аудиторию не допускаются специалисты-филологи. Организатором проведения экзамена должен быть учитель, не преподающий русский язык и литературу.
Структура КИМа
Каждый вариант КИМ состоит из 3 частей и включает в себя 9 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – сжатое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–8) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
- на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Часть 3 (альтернативное задание 9) – задание с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Оценивание
Письменный ОГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать исходя из таких максимальных баллов, установленных ФИПИ:
Часть | Задания | Максимальный балл |
I | №1 | 7 |
II | №2-7 | 7 |
III | №9 | 9 |
За грамотность и точность речи | 10 | |
Всего | 33 |
Для получения аттестата 9-классникам на ОГЭ 2022 года по русскому языку необходимо будет набрать минимум 15 баллов, но для поступления в классы филологического профиля или лицеи результат должен быть не ниже 26 баллов.
Результат ОГЭ 2022 года по русскому языку подлежит переводу в школьную оценку по такой таблице соответствия, рекомендованной ФИПИ:
Оценка | Баллы |
5 | 29-33 |
4 | 23-28 |
3 | 15-22 |
не сдал | 0-14 |
Важно! Для получения оценки «4» необходимо набрать не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3»
Для получения оценки «5» – не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Секреты подготовки
Если для большинства 9-классников сдать устный ОГЭ по русскому языку вполне реально даже без какой-либо подготовки, то для получения высокого балла по письменному экзамену в 2022 году придется основательно поработать. Больше всего проблем у школьников возникает с написанием изложения (1 часть работы) и сочинения (3 часть работы).
Подготовку к изложению стоит начать с повторения приемов сокращения текста, ведь именно их применение и позволяет получить заветные баллы за 1 часть работы. Найти тексты с начиткой для тренировочных работ сегодня можно без труда найти в интернете.
Для успешного прохождения второй части испытания необходимо проработать такие темы, как:
- Орфография;
- Лексика;
- Синтаксис;
- Пунктуация.
Тут полезными будут школьные учебники, специальные сборники для подготовки к ОГЭ 2021 или 2022 года, а также открытый банк заданий ФИПИ.
Важнейшим умением для выпускника 9-го класса, проверяемым на ОГЭ по русскому языку, является умение писать сочинения (связно и грамотно излагать мысли в письменной форме).
Общие требования к сочинению на ОГЭ 2022 года будут такими:
- Объем ответа – не менее 70 слов.
- Критерий оценивания «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». В сочинении должно быть обязательно вступление, основная часть и заключение. Текст должен был связан единой мыслью. Это значит, что сочинение строится вокруг ответа на данный в задании вопрос.
- Критерий оценивания «Композиционная стройность». Это требование перекликается с предыдущим. В тексте не должно быть композиционных ошибок. Этого можно достичь и с помощью связи между абзацами.
Как правильно писать сочинение на ОГЭ 2022 года по русскому языку смотрите в видео уроке:
- ОГЭ по литературе в 2022 году
- ОГЭ по биологии в 2022 году
- ОГЭ по информатике в 2022 году
Задание 5
Орфографический анализ.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне с чередующейся гласной в безударной позиции пишется буква О.2) КОНТРИГРА — после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется И.3) ПРИУЧИТЬ — написание приставки определяется её значением — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.
5) НЕ ПРОДУМАВ — НЕ с деепричастием пишется раздельно.
Как решать задание 5 ОГЭ по русскому 2021?
Обратите внимание! Выполняя это задание, нужно быть предельно внимательным, вчитываться буквально в каждое слово, в противном случае ошибки не избежать!Итак,1) В слове АПЛОДИСМЕНТЫ нет корня с чередующейся гласной, и если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). АПЛОДИСМЕНТЫ — словарное слово.2) Второе утверждение верно: после иноязычных приставок и частиц (ад-, диз-, ин-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-, пан-) гласный и в начале корня сохраняется.
3) Третье утверждение тоже верно: значение приставки ПРИ- в слове приучить — полнота, исчерпанность действия.4) ГЛИНЯНЫЙ — это отымённое прилагательное (к а к о и?), образовано от имени существительного глина при помощи суффикса -ЯН , а не страдательное причастие прошедшего времени, которое образуется от глагола.5) ПРОДУМАВ — деепричастие (что с д е л а в?), образовано от глагола продумать при помощи суффикса -В
НЕ с деепричастием пишется раздельно, это правильный ответ.
Задание 8. Лексический анализ
Лексика изучает слово с точки зрения его значения.
Задание 8 не является полностью новым в ОГЭ по русскому языку новой версии. Оно соответствует заданию 6 из прошлых вариантов. Однако его границы немного расширены. От вас требуется провести лексический анализ, то есть определить значение названного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению.
Что нужно повторить?
- Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;
- Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;
- Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);
- Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы;
- Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).
Разбор всех заданий ОГЭ по русскому
1 задание – изложение. Вы услышите запись дважды. На сайте ФИПИ вы можете прослушать несколько примеров текстов для изложения – постарайтесь это сделать. Учитесь внимательно слушать и быстро писать
Причем важно записывать не всё подряд – отбросьте ненужные детали! Старайтесь фиксировать на черновике грамматическую основу каждого предложения, передать самую суть
Помните, что вам не нужно переписать все три абзаца дословно. Наоборот — вы потеряете баллы, если не будете использовать приёмы сжатия текста!
2 задание – синтаксический анализ. Вам нужно знать классификацию предложений: простые, сложные, односоставные, двусоставные, личные, безличные… И уметь выделять грамматическую основу, разумеется.
3 задание – пунктуационный анализ. Здесь могут встретиться самые разные правила пунктуации: постановка запятой, двоеточия, тире. В задании все правила перемешаны. Готовясь к нему, нужно четко и последовательно разбирать все правила пунктуации, чтобы ничего не упустить.
4 задание – синтаксический анализ, работа с типами связи в словосочетании. Это задание было в ОГЭ всегда: согласование, управление, примыкание… Одна из наших самых любимых тем! Разобраться в ней нетрудно, главное — внимательно изучить каждый тип.
5 задание – орфографический анализ. Опять же, здесь будут перемешаны разные правила: приставки, суффиксы, корни… Нужно готовиться ко всему, нас ждёт много работы: придётся запомнить разнообразные правила.
6 задание – анализ содержания текста. Подобное задание есть и в ВПР для всех классов, и в ОГЭ, и в ЕГЭ
Очень важно научиться понимать смысл прочитанного текста
7 задание – анализ средств выразительности. Метафоры, эпитеты, сравнения! Замечательное задание специально для тех, кто любит уроки литературы. На ЕГЭ тоже есть подобное задание, так что знания по этой теме вам еще пригодятся!
8 задание – лексический анализ. Нужно будет работать с синонимами, антонимами, фразеологизмами. Задание проверяет ваш словарный запас, вашу начитанность. Советуем не пользоваться краткими содержаниями на уроках литературы, а хотя бы заглядывать в полный текст произведений!
9 задание – сочинение. Есть три типа сочинений на выбор: лингвистическое, по отрывку из текста или «дайте определение понятию». Последний тип — самый популярный, подготовиться к нему довольно просто. Нужно изучить критерии оценивания, ознакомиться с примерным списком понятий, которые могут встретиться на ОГЭ, после чего потренироваться на нескольких пробных вариантах.
Обращаем ваше внимание на то, что отдельно баллы выставляются по критериям грамотности. Изложение и сочинение оцениваются в совокупности: чем меньше ошибок вы допустите, тем больше баллов получите
Важно! От суммы этих баллов зависит итоговая оценка за ОГЭ по русскому языку
Как решать задание 2 из ОГЭ по русскому языку?
Рассуждаем так:1) Предложение 1 сложноподчинённое с тремя придаточными изъяснительными, к которым от главного слова в предложении можно задать вопрос: Все знают (что?)
а) что вода хорошо проводит электрический ток;б) что нельзя купаться в грозу;в) нельзя мокрыми руками работать с электроприборами (если придаточные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится и второй союз что опускается, как в данном случае).
Таким образом, придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос — что? Каждое придаточное связано с главным союзом что. Это однородные придаточные предложения.
2) Во втором предложении грамматическая основа определена верно: вода проводит (что?) ток. Ток — это прямое дополнение.
3) Третье предложение простое с однородными подлежащими молекулы, ионы.
4) Действительно, четвёртое утверждение верно: вода — растворитель. Сказуемое растворитель — имя существительное в именительном падеже, а именительный и творительный падежи существительного — основные падежные формы именной части сказуемого.Следовательно, это утверждение верно.
5) В пятом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова вода: Вода ( какая? ), очищенная от примесей,..
Значит, правильный ответ — 245 <или>любая другая последовательность цифр.
Как зарабатывать на знаниях русского языка
В 15 лет я продал на почтовике Wmmail.ru свою первую статью и получил за нее 0,5$. Статья была на страницу текста, это примерно 2000 символов. Получается, заплатили мне 0,25$ за килознак. Доллар тогда стоил 30 рублей, итого моя ставка: 7 рублей за 1000 символов.
Спустя три года, обучаясь уже на первом курсе института, я писал тексты в Финансовый словарь сайта UtMagazine.ru, платили мне 2$ за 1000 символов, доллар стоил 65-70 руб. Выходит, ставка – 120-140 руб. за килознак. В 20 раз больше, чем было в начале.
В 2018 году Василий Блинов предложил мне сделать курс “Копирайтинг с нуля”. Думаю, получилось неплохо, я написал все, что знаю о копирайтинге, Василий – о том, как правильно раскручивать сайт, публикуя на нем разнотематический контент.
Если вы знаете русский язык – попробуйте зарабатывать на копирайтинге. Если у вас пока нет знаний в этой области – приходите к нам на обучение.
Мы предлагаем ученикам два тарифа: “С практикой”, “Без практики”. В тарифе с практикой вы пишете пять статей на этот сайт или iklife.ru, каждая статья оплачивается. Пять практик позволяют окупить половину стоимости курса. На выходе вы получаете 5 оформленных, проверенных редактором текстов, опубликованных на сайтах-тысячниках. Плюс к этому – разработанную структуру (план статей) по выбранной теме. Со структурой и портфолио начинаете искать заказчиков.
Буду рад видеть вас в числе учеников. Отзывы о курсе можете посмотреть здесь.
Подготовка к итоговому собеседованию
Подготовку к ОГЭ по русскому языку нужно начинать раньше, чем по другим дисциплинам, поскольку этот экзамен состоит из двух обязательных частей. Уже в феврале проходит первый этап – итоговое собеседование. В обиходе его нередко называют «устным ОГЭ по русскому».
Демоверсия
Чаще всего итоговое собеседование не становится непреодолимым препятствием для учеников. Однако это не повод относиться к нему безответственно. Как и для других экзаменов, в помощь девятиклассникам специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) разработана демонстрационная версия испытания.
Используя ее, можно наработать шаблоны будущих ответов, продумать варианты рассуждений по наиболее распространенным темам и аргументы для подтверждения своих умозаключений.
Как пройти собеседование
На это испытание обычно выделяется 15-16 минут. Оно состоит из двух частей, каждая из которых, в свою очередь, содержит два задания:
- В первой части школьнику необходимо прочесть вслух текст (обычно научно-публицистического стиля), а затем пересказать его, дополнив предложенным высказыванием.
- Вторая часть – это трехминутный монолог ученика по заданной проблеме. Также может быть предложен вариант с описанием фотографии. После этого происходит диалог с учителем по теме предыдущего выступления.
Все задания, предлагаемые учащемуся, относятся к базовому уровню и предполагают развернутый ответ. Они совсем небольшие, но и времени на подготовку дается всего по 1-2 минуты. Во избежание предвзятости и возможного возникновения проблем, весь процесс собеседования записывается. Использования дополнительных материалов или оборудования не предусмотрено.
По итогам собеседования можно максимально набрать 20 первичных баллов. Они распределяются по заданиям так:
Задание | Максимально возможный балл | Процент от общего максимального числа баллов |
---|---|---|
1 | 2 | 10 |
2 | 5 | 25 |
3 | 3 | 15 |
4 | 2 | 10 |
Соблюдение языковых норм | 8 | 40 |
Для выставления оценок по каждому заданию экзаменаторы используют специально разработанные критерии. Чтобы получить зачет, достаточно набрать 10 баллов.
Полезные советы
В отличие от стандартных испытаний ОГЭ, собеседование занимает совсем немного времени, однако за этот короткий период учащемуся необходимо проявить себя с наилучшей стороны. Ему нужно показать экзаменаторам свою способность выразительно читать, пересказывать текст, дополняя его заданной информацией, составлять монологическое высказывание и участвовать в диалоге.
Педагоги советуют школьникам при подготовке к собеседованию обратить внимание на такие моменты:
При чтении экзаменаторы учитывают дикцию, темп чтения, интонацию и соблюдение основных правил русского языка. Наибольшие проблемы у школьников, как правило, вызывает склонение числительных, нормы произношения и постановка ударения. Стоит проработать эти нюансы, а также больше читать вслух.
При изложении желательно избегать сложных конструкций, в которых можно запутаться, даже если они были в исходном тексте. Лучше перефразировать высказывание без потери его смысла
Важно правильно строить предложения, можно использовать черновик для записи ключевых слов.
Для составления монолога лучше выбрать наиболее близкую для себя тему из предложенных вариантов. Стоит проработать структуру выступления, разбив его на смысловые части
Можно отточить этот навык с родителями (братом, сестрой, другом), задавая друг другу неожиданные темы для составления короткого рассказа.
При диалоге главное – не молчать, пытаясь придумать что-то очень умное и очень правильное. Лучше формулировать ответ, рассуждая вслух.
Педагоги рекомендуют записывать свои подготовительные упражнения на диктофон, а затем прослушивать и анализировать их на предмет ошибок.