Работа мечты: как стать саунд-дизайнером?

Почему больничные сигналы настолько чужды слуху?

Когда в 2014 году композитор и исполнительница электронной музыки Йоко Син оказалась в больнице, ее кардиомонитор упорно извлекал попеременно ноты «си» и «фа», так называемый дьявольский тритон — диссонанс, вслед за которым на уроках сольфеджио учат обязательно добавлять ладный интервал (в музыкальной терминологии это называется «разрешать»). В дизайне медицинских инструментов ни о каком «разрешении» речи не идет, раздражитель звучит в одиночку. В разговоре с NYT Йоко, которая включила вопрос редизайнинга звуков медицинской аппаратуры в повестку дня, признается, что, лежа на больничной койке, ей хотелось хотя бы слегка настроить сигналы, как она бы сделала, попав ей в руки диссонирующий музыкальный инструмент.

В недавнем интервью «Ножу» урбанист Ксения Майорова рассказывала про звуковой ландшафт города, который для многих является одной из переменных, повышающей уровень ежедневного стресса. Но даже звуки городского транспорта куда меньше раздражают слух, если сравнивать прогулку по мегаполису с длительным нахождением в больнице. Там с кашлем, чиханием и звуком рвоты смешивается целая какофония абсолютно чуждых уху «плоских» сигналов всевозможных датчиков. «Когда делали КТ или ПЭТ-КТ , томограф начинал жужжать или еще какие-то звуки издавать, — эти звуки, наверное, вызывали иррациональный страх, но только первое время», — рассказала «Ножу» Анна Шурманн, которая проходила в больнице курс химиотерапии.

Отличительная особенность сигнала медицинской аппаратуры — специфический характер звука. Плоский звуковой сигнал, который чаще всего раздается из медицинских устройств, не имеет естественной звуковой амплитуды, поэтому человеческое ухо так резко на него реагирует

При естественном звукоизвлечении за звуком следует постепенное звенящее затихание, похожее на эхо (удар в гонг, стук пианистического молоточка по струне, чоканье стаканов друг о друга), в то время как искусственный, обрывчатый сигнал без последующего распада привлекает внимание своей ненатуральностью. Теоретически подобный сигнал эффективен — когда синтетический резкий звук одноразовый и раздается в тишине

Если же подобных сигналов много, а в условии больницы они частые и наслаиваются друг на друга, раздражение незаметно копится, а острота реакции сглаживается.

Использование готовых семплов

Отправной точкой для накрутки своего звука вполне может стать и готовый семпл, взятый из библиотеки. В дизайне звука это распространенный и допустимый метод, потому как от исходного звука мало что остается: мы не просто берем из библиотеки звук и используем его «как есть», а кардинально его меняем. При должной обработке из семпла легко можно сделать совершенно новый звук, который и близко не будет похож на свой исходный вариант.

Для изменения готовых семплов применяют различные техники морфинга по времени, динамике, тональности и спектру – все это можно сделать без единого внешнего плагина. Простой набор инструментов, встроенный во все современные DAW, легко справится с трансформацией звука в новый вид.

Особенности профессии саунд-дизайнер

Саунд-дизайнер (или дизайнер звука) – это специалист в области звучания аудиовизуальных продуктов. В своей работе этот специалист активно использует различные технологии – специальную аппаратуру и программное обеспечение.

Чаще всего под дизайнерами звука понимают звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов, хотя отличия всё-таки есть и довольно существенные. Первые два специалиста отвечают за техническую сторону записи звука, композитор сочиняет саундтрек, а вот саунд-дизайнер ищет нестандартные звуки, которые бы работали на атмосферу.

Звуковой дизайн крайне востребованное направление на творческом рынке. Специалисты по шумовому оформлению прекрасно находят себя во многих отраслях:

  1. кинематограф;

  2. мультипликация;

  3. телевидение;

  4. театр;

  5. реклама;

  6. радио;

  7. музыкальная индустрия.

По работе саунд-дизайнер активно контактирует со всей съемочной бригадой, а не только со звукорежиссерами. Ему нужно как минимум знать, что происходит в кадре, характеры персонажей, понять замысел режиссера. В противном случае целостного эффекта достичь невозможно.

Пример качественного звукового дизайна: образ Дарта Вейдера из саги «Звездные войны». Характерное дыхание персонажа было записано при помощи акваланга и сразу добавило ему зловещести.

При этом настоящий профессионал в области звукового дизайна регулярно изучает новые программы и технологии работы, он всегда ищет новые и нестандартные звуки.

Музыкальный саунд-дизайн – XSSR Academy

На курсе Музыкальный саунд-дизайн вы научитесь создавать электронную музыку и пресеты для синтезаторов, поймете, как сгенерировать нужный вам звук, сможете готовить и продавать свои сэмпл-паки.

В программе:

  • синтезаторы и их устройство;
  • бас;
  • лид с вокалом и без;
  • планк;
  • атмосферы и их роль;
  • гранулярный синтез;
  • имитация ударных на электронном синтезаторе и т. д.

Преимущества:

  1. Подходит как для новичков, так и для продвинутых sound designers и продюсеров. Включает в себя много практической информации по автоматизации и оптимизации процессов.
  2. Преподаватель-практик делится тонкостями работы, фишками и приемами.
  3. Живые онлайн-занятия в группе с ответами на вопросы + записи.
  4. Создание сообщества, общение с сокурсниками и специалистами.

Длительность курса – 2 месяца, стоимость – 12 000 руб. в месяц. Зачисление происходит только после письменного эссе. Будьте готовы к этому!

Интерактивный sound design

Можно разделить звуковой дизайн на несколько современных направлений. Первое — это . К нему относится создание звуков для компьютерных игр, мобильных приложений, инсталляций современного искусства. Саунд-дизайнер должен понимать, как будет воспринят тот или иной звук, поэтому изучение психологии восприятия, коммуникаций, драматургии является необходимой частью обучения. В Институте есть несколько курсов, которые нехарактерны для рынка, за что мы часто получаем упреки коллег. Аудиопрограммирование, операторское мастерство, PR и коммуникации — важная часть работы над проектом. Как минимум, работая в команде, необходимо понимать, что делает другой человек и, несомненно, найти с ним общий язык.

Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.

Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.

Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?

Оказалось, это одно из пяти балинезийских божеств — тигр. Это точка входа в концепцию проекта. Сразу задаешь себе вопрос: «Как звучит это божество? Как это будет звучать в автомобиле? Какие музыкальные инструменты у этих народов?». Здесь хорошо срабатывает концепция «А что, если…?». Она подталкивает к изучению, исследованию, и, как следствие, созданию необычных и интересных звуков. «Что если совместить голос тигра и двигатель автомобиля» выросло в концепцию по гранулярному синтезу во время шоу. А национальный музыкальный инструмент гамелан по праву занял место в музыкальной партитуре. Саунд-дизайнер должен записать двигатель автомобиля, найти в библиотеке нужный голос тигра, купить библиотеку сэмплированного гамелана, с помощью синтеза скрестить все эти звуки воедино. В итоге, зрителю передаются уникальные ощущения, и у звука рождается история, подчеркивающая происходящее на экране или сцене.

Звуковой дизайн

Звуковой дизайн (саунд-дизайн)— это процесс определения, приобретения, управления или создания звуковых элементов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.

В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design – дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.

Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.

Дизайнер звука – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов в области дизайна звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.

Beauchamp R. Designing Sound for Animation. – Focal Press, 2005. Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. – AVA Pudlishung SA, 2007. Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming. – Publisher: Focal Press. Second edition, 2002. Sonnenschein D. Sound Design. Studio City. – CA: Michael Wiese Production, 2001. Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. – Michael Wiese Productions, 2008. Whittington W. Sound design and science fiction. – Austin: University of Texas Press, 2007.

Что такое саунд-дизайн?

Саунд-дизайн — искусство создания звуков, шумов и эффектов. Его используют для творческого создания новых звуков для видеоигр, фильмов, голосов и музыки. Звук — важный финальный элемент для погружения аудитории в атмосферу происходящего. Для его создания есть неограниченное количество способов. Вот наиболее популярные из них:

  • Фоли (Foley) — искусство создания звуков в студии, которые имитируют звуки, существующие в выдуманном мире, мире кинематографа.

  • Запись реальных звуков и их полное изменение в Digital Audio Workstation (DAW) — программе для работы со звуком на компьютере, с использованием различных аудиоэффектов для получения желаемого звучания.

  • Использование различных синтезаторов и эффектов — как аппаратных, так и программных.

Синтез и саунд-дизайн – Tramplin.Pro

На курсе Синтез и саунд-дизайн вы разберетесь с физикой звука, научитесь пользоваться синтезатором и даже создадите собственный, узнаете современные приемы звукового дизайна.

В программе:

  • физические характеристики звука;
  • осцилляторы;
  • субтрактивный синтез звука;
  • аддитивный и FM-синтез;
  • таблично-волновой синтез;
  • постобработка.

Преимущества:

  1. Первый урок вы проходите бесплатно, знакомитесь с преподавателем, вместе подбираете нужные программы для дальнейшей работы.
  2. 6 индивидуальных уроков по 60 минут + видеозаписи, чтобы можно было пересмотреть и переслушать материал.
  3. 6 домашних заданий с проверкой.
  4. Свой ритм и темп обучения, ответы на вопросы.

Стоимость онлайн-обучения – 10 000 руб.

Другие похожие курсы в Tramplin.Pro:

  • Пишем ваш первый трек в Ableton Live
  • Сведение и мастеринг

Ableton Live: формула первого трека – Дмитрий 2Dcube

Ableton Live: формула первого трека – 53 видеоурока с концентрированной полезной информацией, личный кабинет для самостоятельной работы, интерактивные задания, прямые эфиры с преподавателем.

Вы освоите:

  • настройку программы, экспорт и импорт звука;
  • принципы аранжировки;
  • идею трека;
  • вариации основного грува;
  • сведение и мастеринг;
  • мелодию и ритм;
  • MIDI-клипы;
  • эффекты и т. д.

Преимущества:

  1. 4 готовых трека в разных жанрах по окончании обучения.
  2. 2 Гб дополнительных материалов: эффекты, инструменты, сэмплы, пресеты от автора курса Дмитрия Ларионова.
  3. Комплексные знания, необходимые специалисту по саунд-дизайну.
  4. Обучение в своем темпе без дедлайнов.
  5. Пожизненный доступ к урокам и всем материалам курса.
  6. Возможность выиграть лицензию Ableton Live Suite.

Стоимость – 7 900 руб.

Особенности профессии

Очень часто саунд дизайнера приравнивают к звукорежиссеру, звукооператору, композитору. Но это не совсем верно. Саунд дизайнер не создает новые музыкальные композиции. Не монтирует аппаратуру на стадионе перед рок-концертом. Не переключает звуковые дорожки во время театрального спектакля и не работает в прямом эфире на радио. Его основная задача — создавать или находить нестандартные решения для звукового оформления. Будь то спектакль, концерт, фильм или рекламный ролик.

Основу работы саунд дизайнера составляют не музыкальные инструменты и микрофон, а компьютер и специальные программы. Примерное понимание того, что делает саунд дизайнер дает представление о работе звукооформителя на советском телевидении. Эти люди придумывали, как изобразить в кадре цокот конских копыт, скрип двери, дыхание привидения или марш взвода солдат. И если звукооформитель в своей работе использовал все, что способно издавать звук — посуду, пробки от бутылок, бельевую веревку, мебель и т. д., то теперь на помощь саунд дизайнеру пришли специальные секвенсоры и компьютерные программы.

Где работает саунд дизайнер:

  • телевидение;
  • радио;
  • театр;
  • киностудия;
  • студия аниме и мультипликации;
  • рекламное агентство;
  • звукозаписывающая студия.

Чтобы создавать именно тот звук, который идеально передаст атмосферу всего проекта, саунд дизайнер активно взаимодействует с режиссером, звукорежиссером, операторами, актерами и музыкантами, то есть со всем коллективом, участвующим в создании проекта — фильма, рекламного ролика, спектакля или концерта.

Востребованность саунд дизайна

Дизайнер не ограничен работой с видео материалами, ведь в его услугах нуждаются компании, выпускающие бытовую технику, автомобили, телефоны, игрушки для детей.Например, компания BMW производит новый автомобиль и хочет сделать мелодичный щелчок для закрывания и открывания дверей. Инженеры не могут создать подходящий вариант, который радовал бы людей. Компания связывается со звуковым дизайнером и просит его придумать привлекательный щелчок. Специалист разрабатывает несколько звуков и передаёт материалы инженерам для воплощения в реальность.

Что касаемо основных сфер, где востребован звуковой дизайн, это:

Реклама. Атмосферные звуки положительно действуют на сознание слушателя или зрителя, что заставляет приобрести товар.
Постпродакшн. Когда фильм или клип снят, то дизайнер должен обработать материал для премьеры.
Дубляж. Если фильм на английском языке, то его нужно переделать для русской, французской, итальянской и другой аудитории.
Компьютерные игры. Выстрелы, звук машины, передвижение персонажа, открывание дверей – любое действие в игре сопровождается характерным звуком.
Звуковые оформления для радиостанций и торговых центров

Для эмоционального отклика создаётся некая звуковая «одежда», по которой создаётся целостное впечатление у человека об определённой организации.
Из вышесказанного видно, что профессия востребована в любых местах, где присутствует хоть какое-то звуковое оформление, причём не важно – реальность это или интернет.

С чего начинался саунд-дизайн в России?

В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.

А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.

Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.

В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие . Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы . Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.

Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.

Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа . В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – Skillbox

Профессия‌ ‌Sound‌ ‌designer‌ – 12 месяцев обучения, практика и наполнение портфолио, помощь в трудоустройстве.

Чему вы научитесь:

  • записывать качественный звук;
  • добавлять спецэффекты к различным видеороликам;
  • монтировать аудио;
  • разбирать и собирать звук по слоям;
  • использовать программу Ableton Live;
  • записывать и изменять речь;
  • создавать звуковое сопровождение персонажа;
  • формировать звуковую айдентику компаний;
  • влиять на эмоции зрителя при помощи звука.

Преимущества:

  1. Пошаговая программа для старта с нуля в новой перспективной профессии.
  2. Неограниченный доступ к урокам. Можно возвращаться к ним, пересматривать и переслушивать в любое время.
  3. Помощь куратора, постоянная связь с ним в индивидуальном чате.
  4. Знакомство с другими начинающими и уже практикующими специалистами, комьюнити и офлайн-воркшопы.

Стоимость обучения – 3 545 руб. в месяц.

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

  1. Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
  2. Творческий подход, умение создавать что-то новое.
  3. Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
  4. Создание звукозаписи в хорошем качестве.
  5. Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
  6. Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
  7. Умение очистить аудио от посторонних шумов.
  8. Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
  9. Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
  10. Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
  11. Знание современных жанров и тенденций в музыке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Личные качества дизайнера по звуку:

  • любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
  • умение генерировать идеи;
  • готовность к правкам и критике;
  • нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
  • высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
  • способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
  • самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Sound design tools

Sound design is so open-ended that almost any process in music production can be used for it. In fact, there’s no easy way to say how to get started with sound design.

The best way is to simply dive in, find the methods and tools that work best for you and follow your intuition.

Here’s a list of the different types of tools you can use in your sound design workflow.

1. Effects

Manipulating sound with audio effects is a powerful sound design technique. Effects can take a boring sound into outer space and back.

There’s no rules when it comes to effects for sound design. Combining effects, changing their order, and routing them in creative ways are all great techniques.

If your goal is to change a sound rather than enhance it or make it sit in the mix, you don’t have to worry about preserving the original texture either. Feel free to go wild.

2. Experimental recording techniques

There are plenty of ways to get creative during the recording process itself. Sound design starts at the source.

Experiment with mic choices and positioning, signal chains or any other off-the-wall techniques you can think of.

Use the studio like an instrument!

3. Your DAW

Some of the original sound design effects came from basic operations that could be performed with analog tape.

You can still use a lot of the same techniques in your DAW. Changing the speed or playback direction of an audio clip has a massive impact.

Even simply reversing the playback direction of audio on the timeline can sound alien.

Backwards audio will never not be trippy!

4. Sampling

Sampling and samplers are also great sound design resources. There’s an almost infinite number of samples out there to choose from.

Even something as simple as choosing which samples to use could be considered sound design.

Samplers almost always contain built-in synthesis tools like filters and envelope generators.

What do your sample packs sound like when you manipulate the attack, decay, sustain and release?

Or how about creating your own samples?

Resample your sounds after tweaking them with effects to form completely new textures.

Or pick a sound and spread it across the keyboard. How does it sound at different pitches? Better, worse or just different? It’s up to you!

5. Synthesis

Synthesis is one of the most fundamental sound design methods. You’re literally creating a sound from nothing!

With a synth you get to control every single aspect of the sound you create. That means that each parameter decision is a sound design choice.

Take the time to learn and understand the influence that oscillators, filters, LFOs and envelope generators have on your signal

If you’re new to synthesis try brushing up on your synthesizer terms or the basics of subtractive synthesis.

6. MIDI

MIDI is another digital tool that can be used for sound design.

Controlling various features of musical performance is what MIDI does best.

Experimenting with note patterns, CC messages and MIDI effects like arpeggiation are all valid sound design techniques.

Don’t underestimate MIDI in your sound design workflow.

7. Field recording

Field recording is capturing sound from environments outside your studio to bring into your compositions.

It’s a fantastic method to use to get your sound design workflow out of the DAW.

Artists who create field recordings often use dedicated portable recorders, but basic field recording can be accomplished with something as simple as a mobile phone.

Experiment by recording anything and everything—you never know what could come in handy where!

Затухание звуков

Допустим, вам надо слегка укоротить файл по длине. Делается это очень просто. В Ableton нужно поднести мышку к верхнему правому углу и появится квадратик, за него нужно потянуть влево и таким образом создается фэйд (от англ. fade — затухание) рис.3 и рис.4. Также в середине фэйда можно увидеть ромбик, потяните за него и посмотрите что он делает, а именно с его помощью можно настроить как резко будет затухать файл рис. 4.

Рис. 3

Рис. 4

Теперь разберемся, как сделать то же самое в Audacity, здесь с этим все очень плохо. Вы можете либо выделить нужную область курсором, затем нажать Effects-> Fade out и программа автоматически сделает затухание без возможности корректировать что-то. Если вы любите сложности и копаться в настройках, то можете использовать Adjustable Fade. Наиболее простой, на мой взгляд, сделать автоматизацию (управление каким либо параметром при помощи графика) громкости.

Выберем вот эту кнопку, рис. 5, теперь нажимаем в любом месте графика громкости и тянем, появляется возможность менять размер вэйвформа, выставляем первую точку в месте, с которого должен начаться спад, и дальше рисуем огибающую, добавляя точки как вам нужно. рис.6

Рис. 5

Рис. 6

То, что мы сейчас нарисовали, называется огибающая автоматизации громкости.

Если хотите то же самое сделать не в двух указанных выше программах, то ищите параметры parameter automation, fade out, fade, create volume envelope.

Итоги курса по саунд-дизайну

16 часов видеоуроковЗанимайтесь когда и где хотите. Вам нужны только гаджет для работы и доступ к интернету. Студенты курса могут общаться в закрытом чате в Телеграм для обмена опытом и взаимопомощи.

Домашние заданияПрактика должна показывать реальный процесс работы саунд-дизайнера. Поэтому вы выполняете домашнее задание, которое в индивидуальном порядке разбирается преподавателем. Он укажет на ошибки и подскажет способы их исправления.

Востребованная профессияПрофессиональный саунд-дизайнер востребован во многих сферах. Это творческая работа, которая предполагает высокий заработок и широкие перспективы.

Практика по саунд-дизайнуПомимо изучения теории, студенты курса будут работать с программами для записи звука и обработки аудиофайлов. Вы создадите личные сэмплы и озвучку видеороликов.

Неограниченный доступВы сможете повторно пересмотреть уроки даже после окончания курса. Вы получаете вечный доступ к материалам курса, поэтому всегда сможете воспользоваться подсказкой для создания звукового дизайна.

Готовая работа для портфолиоИспользуя навыки, полученные в видеокурсе, вы создадите дипломный проект. Это будет озвучка видеоролика или анимации, которая будет первой работой в вашем портфолио.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector