Звукорежиссура и саунд-дизайн
Содержание:
- Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
- Оплата труда
- Важные качества
- Знания и навыки
- Описание профессии
- К чему нужно быть готовым?
- Где искать работу звукорежиссеру и сколько получает этот специалист?
- В чем заключается работа звукорежиссера
- Особенности профессии
- Обучение
- Звукорежиссёр в кинематографе
- Плюсы и минусы профессии
- Что за профессия
- Ведущие преподаватели
- Кто такой звукорежиссер?
- Круг обязанностей
- Особенности специальности звукорежиссер
- Типичный звукорежиссер — какой он?
- Какие требования предъявляются к специалистам?
- Оборудование
- Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры
Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?
Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:
- тонкий музыкальный слух;
- креативность;
- находчивость;
- развитое воображение;
- хорошая звуковая память;
- музыкальная эрудиция;
- коммуникабельность;
- чувство меры;
- стрессоустойчивость.
Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.
Оплата труда
Важные качества
Профессия звукорежиссёр предполагает музыкальность, художественное восприятие и воображение, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука. Также необходимо обладать музыкальной и профессиональной эрудицией и стремлением постоянно пополнять познания в технике и отслеживать творческие находки своих коллег.
Знания и навыки
Звукорежиссёр должен владеть технологией записи и обработки звука, уметь пользоваться техническими средствами (цифровыми и аналоговыми). В частности нужно знать технологию съёмок и последующего озвучания, правила расстановки микрофонов. Звукорежиссёр должен понимать физику звука, а также акустические характеристики различных помещений, предметов, инструментов – в зависимости от места работы. Например, для работы с музыкальным оркестром, нужно хорошо знать особенности звучания разных инструментов (высоту, направленность, силу звука), чтобы правильно расставить микрофоны на сцене.
Читайте статью Александра Кузьмина (звукорежиссера «Битвы экстрассенсов», «6 Кадров»)
Описание профессии
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.
К чему нужно быть готовым?
При выборе профессии очень важно рассматривать все плюсы и минусы, с которыми придется столкнуться при выполнении своих обязанностей. Среди положительных моментов стоит назвать:
Среди положительных моментов стоит назвать:
- большое количество возможностей для дополнительного заработка или начала своего бизнеса;
- много вариантов найти работу по смежному профилю, например, выбрав профессию звукооператора или оператора микрофона;
- всегда можно познакомиться и пообщаться с известными артистами и композиторами, музыкантами и певцами;
В минусы можно отнести:
- ненормированный рабочий день, так как во время концертов он будет продолжаться до окончания мероприятия;
- возможно большое количество командировок;
- необходимо быть в хорошей физической форме, так как часто приходится самостоятельно размещать оборудование, которое не всегда будет легким.
Где искать работу звукорежиссеру и сколько получает этот специалист?
Как мы уже сказали, звукорежиссер-профессионал может успешно работать не только в студии звукозаписи, но и в киноиндустрии, на радио и телевидении, в театрах, концертных залах, дворцах культуры, рекламных и информационных агентствах, компаниях по производству игр и компьютерных приложений. Соответствующие вакансии размещают на интернет-порталах по трудоустройству или виртуальных биржах труда — если речь идет о проектах для звукорежиссеров-фрилансеров. Многие также находят рабочие места и проекты по душе, используя сарафанное радио и «наводки» друзей и знакомых.
Кроме того, вы сможете ускорить трудоустройство или перейти на более интересную и высокооплачиваемую работу, если будете время от времени просматривать не только «классические» интернет-порталы, заточенные под поиск работы, но и профессиональные форумы, в которых существуют целые разделы для размещения свежих вакансий и предложений о сотрудничестве. В любом случае, стоит иметь в виду, что музыка, кино и шоу-бизнес — это довольно тесный мир, в котором даже начинающий, но при этом талантливый, обязательный и порядочный специалист, может достаточно быстро приобрести хорошую репутацию.
Зарплата звукорежиссера в среднем по стране составляет от 30 до 110 тысяч рублей. Столичные специалисты могут рассчитывать на штатный заработок в размере от 50 до 120 тысяч рублей и выше — в зависимости от рабочего графика, а также объемов и сложности решаемых задач.
В чем заключается работа звукорежиссера
Вести запись вообще не столь сложно, как может показаться тем, кто никогда не прикладывал руки к студийному оборудованию. Стоит нажать на кнопку «Rec» — и запись пойдет. Стоит нажать на нее снова — она остановится. Самое сложное – в доведении голоса «до ума», придании ему объемности, благозвучности. Можно даже «научить» петь того, кто этого никогда не умел (хотя, слушая песни современной эстрады в записи и вживую, я думаю, вы это знали и ранее), потратив всего несколько минут. А также – превратить за секунду голос брутального мужчины в голос писклявого мышонка из мультика, или голос нежной девушки – в голос сурового дьявола из Преисподней. Глухой шум моря, звук тормозов авто или стука в дверь также создаются просто добавлением на аудиодорожку соответствующего звука из библиотеки звуков, в которой содержатся миллионы подобных коротких хлопков, стуков и раскатов грома. Ограничивается все лишь вашей фантазией.
Профессиональные и карьерные перспективы
Чем больше знаний — тем большее количество компаний захотят видеть вас у себя. Вакансии стоит искать на звукозаписывающих студиях, в телерадиокомпаниях, а также в различных организациях, специализирующихся на проведении праздников. Выбор очень велик, потому что, повторюсь, профессия очень актуальна в настоящее время.
При поиске работы по специальности «звукорежиссура», важно подойти к этому ответственному занятию, уже имея определенные навыки. И чем больше их, тем, конечно же, лучше
Важно понимать, что если вы выбираете телерадиокомпанию, акцент нужно делать на одной технике. А для проведения праздников — на другой. Второе, кстати – это то, с чего можно начать новичкам. Там не требуется глубоких знаний предмета, а все ограничивается умением настраивать микрофон и работать со звуком
Вовремя включать и выключать музыкальное сопровождение. На собеседованииКак успешно пройти собеседование и устроится на работу обращают внимание на знание предмета, необходимое в соответствии со спецификой конкретной вакансии звукорежиссера. И, как говорилось выше, внимание на дипломе заостряют крайне редко
Продвижение по карьерной лестнице возможно именно на официальной работе – вас просто могут перевести в более престижный филиал. Как правило, туда, где не сосредоточено большое количество звукорежиссеров, поэтому повышение может быть только переходом из одной студии в другую, более раскрученную. Работая в одном месте, совершенствуете свои навыки и переходите на другой, более высокий этап своего развития
А сроки зависят только от вашей обучаемости и стремления никогда не останавливаться в развитии, что очень важно в этом деле
Особенности профессии
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.
Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.
В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.
Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.
В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.
Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.
Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.
В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.
Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.
Обучение
Звукорежиссер – не та профессия, в которую можно прийти «с нуля» и добиться успеха. Современные технологии позволяют пройти поверхностное обучение по многим специальностям дома, сидя за компьютером. Многие считают, что стать звукорежиссером можно вот так запросто – освоив несколько аудиоредакторов и научившись склеивать в них треки. В принципе, на каком-то минимальном уровне этого будет достаточно, но человек, мечтающий о громком титуле звукорежиссера, вряд ли видит себя ди-джеем в простеньком клубе или помощником тамады на свадьбах. Что же касается серьезных планов на карьеру, то ради их реализации придется поступить в институт и получить высшее образование.
Следует заметить, что различные профильные курсы никак положительно на ваших перспективах не скажутся. Возможно, там действительно хорошие преподаватели, и вас научат обращаться с аппаратурой, но документ, который они выдадут, будет неубедительным. Работодатель в данной сфере ни за что не станет рисковать и допускать к столь ответственной работе человека с сомнительной «корочкой», а проверить потенциального работника в холостых условиях он просто не может
По той же логике нет особого смысла учиться в колледжах – ради достойных перспектив надо обращать внимание только на вузы. Там вас обучат таким сложным и специфическим предметам, как, например, физика звука, и вы станете настоящим профессионалом
Не стоит думать, что на звукорежиссера учат только в Москве – в любом крупном городе есть вуз, предоставляющий возможность обучения специальности. Ориентироваться надо на те учебные заведения, где есть музыкальные, театральные или в целом творческие факультеты. Самые престижные дипломы дадут такие гиганты, как МГУ, РГГУ, Институт современного искусства, РАМ им. Гнесиных, МГК им. Чайковского. Впрочем, на них список не заканчивается.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Плюсы и минусы профессии
Как и в любой другой работе, в профессии звукорежиссера можно отыскать как яркие и положительные черты, так и характеристики, которые относятся, скорее, к негативу. Выбирая специальность, стоит четко понимать, какие есть «за» и «против», потому рассмотрим, что да как. Начнем с преимуществ звукорежиссерской деятельности.
- Работа – творческая. Это не та деятельность, на которой можно надорвать спину. Звукорежиссером не становятся от безысходности – это мечта, к которой каждый идет целенаправленно.
- Есть ряд смежных профессий. Звукорежиссер требуется во многих областях, но нужен он, как правило, один. Однако при поиске вакансий это не станет проблемой, потому что есть похожие должности, которые можно занять со звукорежиссерским образованием. Звукооператор и оператор микрофона – альтернативные идеи того, как работать почти по профессии.
- Теоретически есть доступ к «звездам». Большинство людей видят своих кумиров в лучшем случае считанные разы за всю жизнь, да и то на сцене и на значительном удалении, причем за достойные деньги. Работая на радио, в звукозаписывающей студии или в престижном концертном зале, вы будете видеть их регулярно, прямо перед собой, да еще и бесплатно. Даже работая в провинциальном театре, вы будете общаться с интересными и всесторонне развитыми людьми, а не с простыми обывателями.
Все это, конечно, выглядит очень хорошо и интересно, но забывать о недостатках все-таки не стоит – они могут оказаться существенными.
- Забудьте про нормированный рабочий день. Если только вы не работаете на радио, сменщика у вас вполне может и не быть. Если оборудование не функционирует или вам никак не удается записать нужную дорожку, а выступление уже завтра, домой вы пойдете только ценой увольнения. График может оказаться очень плотным, и вы не всегда будете в него укладываться.
- Будьте готовы к командировкам или скромным заработкам. Лучших звукорежиссеров нередко разбирают те самые «звезды», чтобы возить их за собой в концертные туры. Такой режим жизни – на любителя, ведь не каждому понравится каждый день просыпаться и идти на работу в новом городе.
- Возможны существенные физические нагрузки. Ответственность за аппаратуру и хороший звук нередко означает, что носить все оборудование нужно самостоятельно.
Что за профессия
Если говорить о задачах, которые должен выполнять звукорежиссёр, то необходимо иметь в виду, в какой сфере ведёт деятельность данный специалист. Если речь идёт о концертах и различных выступлениях, то звукорежиссёр занимается настройкой звука, оттачивают его качество, делают максимально качественным для уха зрителей и слушателей.
При работе в кинематографе, задачей звукорежиссёра является подбор музыкального сопровождения для тех или иных сцен, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции.
При работе на радио и телевидении, звукорежиссер подбирает звуковое сопровождение, монтирует композиции, в зависимости от смысловой нагрузки вещания.
Ведущие преподаватели
Ирина Аркадьевна Алдошина
Профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ, председатель Санкт-Петербургской секции Международного общества аудиоинженеров (AES), Член Координационного Научного Совета по акустике РАН, член Совета УМО МГИКИ. Алдошина И.А — учёный с мировым именем в области акустики. Соавтор учебника «Музыкальная акустика»
Наталья Алексеевна Соломонова
Профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры РФ.
Павел Вячеславович Игнатов
Доцент, кандидат искусствоведения.
Надежда Александровна Кулыгина
Доцент, кандидат искусствоведения.
Марина Моисеевна Мазур
Доцент, кандидат искусствоведения.
Надежда Николаевна Рахманова
Доцент, кандидат искусствоведения, ведущий звукорежиссер Новой сцены Мариинского театра.
Даниил Николаевич Смирнов
Доцент, кандидат технических наук
Владислав Викентьевич Хмылко
Доцент, кандидат физико-математических наук
Тимур Сергеевич Ястремский
Доцент, кандидат искусствоведения
Владимир Сергеевич Рябенко
Ведущий звукорежиссёр Мариинского театра, Заслуженный работник культуры Республики Южная Осетия
Максим Игоревич Кравцов
Старший преподаватель
Сергей Геннадьевич Рыльцев
Старший преподаватель, руководитель студии звукозаписи Санкт-Петербургского Дома композиторов
Мария Николаевна Соловьёва
Старший преподаватель
Александр Сергеевич Осколков
Старший преподаватель, член Союза композиторов РФ
Иван Владимирович Воробьёв
Старший преподаватель.
Юрий Сергеевич Смирнов
Старший преподаватель.
Андрей Викторович Чернышев
Старший преподаватель.
Евгений Викторович Дороган
Преподаватель.
Кто такой звукорежиссер?
Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.
Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.
Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.
Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).
Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.
Круг обязанностей
Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.
В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.
Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.
В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.
Особенности специальности звукорежиссер
Звукорежиссер — востребованный специалист в сфере кинематографа. А также всех видов бизнеса, которые связаны с произведением музыкального-, видеоконтента. Специалист этого спектра занимается не только творчеством. Но и техническими видами работы.
Основная задача звукорежиссера — сделать так, чтобы звук в видео-произведении был целостным. Чтобы он подходил под общую концепцию картины. А также полностью соответствовал замыслу режиссера. И сценарию.
Звукорежиссер должен подбирать звуки
Опытные звукорежиссеры имеют огромную базу звуков. Которые подходят под любую ситуацию. И любое драматургическое действие.
Например, звукорежиссер может:
- Подбирать под действие, в рамках которого офицер армии идет по снегу, звук скрипящих ботинок.
- Подбирать под действие, в рамках которого закрывается тяжелая дверь, громкий звук захлопывания.
- Подбирать под течение реки звук журчания.
И многое другое. Основная задача специалиста — делать так, чтобы происходящее на экране «издавало звуки», максимально приближённые к реальности. Например, если персонаж фильма выбегает из здания и передвигается по гравию, то и звук материал должен издавать соответствующий.
Как звукорежиссер может имитировать различные звуки?
Возьмем в качестве примера ту же ситуацию с гравием. Чтобы добиться нужного звука, звукорежиссер может попросить принести ему настоящий гравий. А затем попросить одного из сотрудников команды пройтись по нему. Записать звуковую дорожку с помощью микрофона. И вставить это в фильм.
Типичный звукорежиссер — какой он?
Поскольку творческая стороны профессии звукорежиссер непременно сочетается с технической, люди, занимающиеся этой деятельностью, как правило, не только отлично разбираются в акустике и имеют твердые знания в области физики звука, но и «обременены» музыкальным вкусом, слухом и образованием.
Опытный звукорежиссер имеет в своем арсенале обширную библиотеку готовых или специально записанных сэмплов (шумов), от журчания ручья и звона разбитого стекла до воя полицейской сирены и скрежета автомобильных тормозов. Нередко специалист записывает в процессе своей деятельности и синхронные шумы — звуки, имитирующие звучание действа, которое разворачивается на экране. К примеру, для того, чтобы озвучить шаги героя фильма, который спасается от преследователей по тропе, щедро усыпанной гравием, можно рассыпать небольшое количество гравия непосредственно в студии и шагать по нему одновременно с экранным персонажем. В хороших студиях с целью качественной имитации звуков и эффектов организуют целые хранилища по-разному звучащих разнофактурных материалов и предметов.
В ходе озвучки специалист по звукорежиссуре контролирует, чтобы звуки и изображения шли синхронно, а также руководит процессом монтажа звука. После того как все составляющие будущего звукоряда приведены в готовность, он производит их сведение — то есть, перезаписывает «ингредиенты» в объединенную фонограмму с грамотно выстроенным балансом каждого из них относительно общей звуковой картины.
В подчинении у звукорежиссера студии звукозаписи находится так называемый звуковой цех, численность которого составляют звукооператор, монтажер звука, оператор по управлению микрофонами и другие специалисты. Поэтому звукорежиссер — должность не просто творческая, но и руководящая.
Многие профессионалы признаются, что, в отличие от многих других сфер деятельности, звукорежиссуру довольно сложно отделить от обычной жизни. Выбрав эту специальность, человек со временем неизбежно привыкает и вне рабочего места прислушиваться к окружающим его звукам, анализировать, компоновать и запоминать их. Развивается индивидуальное звуковосприятие, а также своего рода чутье на подлинность того или иного звука. Все это помогает музыкальному звукорежиссеру совершенствовать мастерство, в нужный момент заручаться вдохновением и в конечном счете добиваться максимально качественного звучания продукта своей профессиональной деятельности.
Какие требования предъявляются к специалистам?
Говоря о профессии звукорежиссер, стоит учитывать не только те требования, которым он должен соответствовать, но и уровню подготовки. Причем уровень знаний и умений должны полностью соответствовать месту его занятости.
Например, если дело касается концертной деятельности, то здесь ему нужно уметь обеспечивать нужное качество звука во время концертов или на выступлениях. Именно звукорежиссер должен знать, как правильно расставить все необходимое оборудование. Они проводят тестирование всей необходимой аппаратуры.
На телевидении или радио, звукорежиссеры должны будут квалифицированно осуществлять монтаж звукового ряда. Они могут заниматься разработкой специальных заставок или отбивок.
Кроме того, чтобы считаться профессионалом, звукорежиссер обязан:
- осуществлять подборки, предназначенные для решения различных задач;
- умело руководить расстановкой музыкального оборудования;
- уметь осуществлять тестирование имеющегося музыкального оборудования перед мероприятием;
- проводить звукозапись всех необходимых композиций, которые потребуются в дальнейшей работе;
- проводить контроль качества исполнения музыкальных композиций;
- осуществлять запись голосов актеров в процессе озвучки фильма или записи фонограммы;
- уметь делать аранжировку различных музыкальных композиций;
- умело использовать фонограммы во время работы:
- контролировать качество настройки оборудования для воспроизведения звука и звуковых эффектов, настройку оборудования.
Это далеко не самый полный перечень всего, что должен знать и какими знаниями обладать специалист звукорежиссер.
Оборудование
Мы используем технику фирмы Sennheiser. Ее используют даже в Голливуде. С бумом (микрофоном с высокой чувствительностью, который во время съёмок размещён на так называемой удочке, чтобы не попасть в кадр — прим. tvkinoradio.ru) мы работаем либо на улице, либо там, где много людей. В других случаях мы настраиваем петличные микрофоны и заводим поканально в рекордер. Каждый экстрасенс всегда пишется отдельно.
Иногда сидим по 15-20 часов с наушниками и пишём всё нон-стоп. Я всё слышу и вижу. Эфирно выбирается 10, максимум 30 минут из 15 часов 8-канального звука. Чтобы весь его прослушать, нужен месяц.
По монтажу — берётся звуковой файл, на него накладывается видео. Не наоборот. Картинки без звука не бывает. К нам всегда больше претензий, чем к кому бы то ни было другому. Почему вас не было в таком-то углу, в таком-то кадре, вот там-то? Но дело тут в том, что звук не может выходить сам по себе. Надо поставить технику — тогда все будет. Как достичь консенсуса между Хочу, Могу и Как это сделать — это всегда самое сложное.
Установленные должностные обязанности звукооператора, который работает в Доме культуры
Должностные обязанности для звукооператора Дома культуры:
- работать над режиссерским сценарием, звуковым сопровождением спектаклей;
- проводить предварительные записи, чтобы затем использовать их в постановках;
- осуществлять шумовое и звуковое сопровождение постановок в Доме культуры;
- назначать звукотехническое оборудование для проведения записей и репетиций;
- принимать участие в актерских репетициях, просмотрах, сдачах;
- использовать акустическую специфику сценической площади при разработке мизансцен;
- поддерживать техническое качество, высокую художественность звука;
- руководить расстановкой оборудования, пробами звуковых эффектов;
- контролировать монтаж звуковых записей;
- пополнять шумотеку.