Тверская духовная семинария

Как поступить в семинарию

Чтобы работать в церкви и быть священником, требуется высшее духовное образование. Получить его можно в православном университете, академии или духовной семинарии, где действуют образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Расскажем, что нужно для поступления в семинарию.

Духовная семинария: как поступить мужчине

Поступление в духовную семинарию отличается от поступления в «светские» вузы. Это выражается в гендерном и возрастном цензе: поступать в семинарию могут воцерковленные мужчины 18-35 лет. Им необходимо предоставить следующие документы:

  1. Аттестат о среднем образовании.
  2. Сертификаты ЕГЭ по предметам, выбранными семинарией как конкурсные (чаще всего это русский язык и история).
  3. Паспорт.
  4. Справку о состоянии здоровья.
  5. Военный билет.
  6. Рекомендации от священнослужителей своего населенного пункта, заверенные архиереем.

Последний пункт является обязательным. Чтобы получить его, поступающий должен активно участвовать в жизни своего прихода: общаться с настоятелем, помогать священнослужителям: петь в хоре, работать в воскресной школе, ухаживать за храмом или церковной утварью.

Помимо этих документов в некоторых семинариях также могут потребовать:

  • документ о крещении;
  • свидетельство о венчании (если абитуриент состоит в браке).

Поступать в семинарии могут только мужчины, состоящие в первом браке.

Духовное образование для женщин

Женщины на обучение в семинарию не принимаются. Религиозное образование они могут получить в специальных школах или православных университетах (как правило, они могут поступать на любое отделение кроме пастырского).

В церковной иерархии женщины могут быть игуменьями монастыря.

Что нужно для поступления в духовную семинарию: экзамены

Чтобы поступить в духовную семинарию, абитуриенты сдают экзамен по Закону Божьему. Чаще всего им предлагают написать сочинение, связанное с каким-либо событием из истории православной церкви.

После экзамена поступающие проходят собеседования. Члены комиссии выясняют общий культурный уровень абитуриента, а также:

  • является ли он воцерковленным человеком;
  • знает ли молитвы и знаком ли с Библией;
  • соблюдает ли церковные праздники и традиции православной культуры;
  • умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.

Процедура поступления может отличаться в каждой семинарии, поэтому лучше заранее ознакомиться с правилами приема.

Как поступить в духовную семинарию? Помогать в своем приходе и изучать Библию

Как поступить в духовную семинарию заочно

В большинство семинарий можно подать документы для поступления в электронной форме, но на экзамен и собеседование придется приехать.

Заочная форма учебы также есть во многих заведениях, но поступают туда преимущественно те, кто уже работает в церкви.

Многие семинарии разрешают студентам-заочникам во время испытаний жить в семинарском общежитии.

Стоимость обучения в семинарии

В большинстве семинарий России обучение бесплатное, наличие контрактной формы не предусмотрено. Не во всех семинариях студенты получают и стипендии: наличие материальных выплат зависит от устава учебного заведения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

При этом студенты находятся на обеспечении семинарии, живут в общежитии при ней, бесплатно питаются в трапезной и занимаются общественно-полезным трудом.

Также семинария обеспечивает трудоустройство выпускников.

Цели и задачи богословско-пастырского факультета ППДС

Основной целью богословско-пастырского факультета является подготовка священнослужителей Русской Православной Церкви, а также кандидатов для поступления в духовные академии. Слушатели данного факультета проходят за время обучения основной круг богословских, церковно-исторических и церковно-практических дисциплин

Важное место в учебном процессе уделяется русскому, церковнославянскому, а также древним – греческому и латинскому – языкам. Кроме того, в учебный процесс входят такие дисциплины как Современные концепции естествознания, Прикладная информатика, Методика научно-богословских исследований и др

В семинарии преподают квалифицированные специалисты – выпускники МДА, СПбДА, ПСТГУ, МГУ, Сорбонны и др. вузов. Среди них – доктора и кандидаты светских и церковных наук, магистры и бакалавры теологии. Во время обучения студенты факультета проходят катехизаторскую, социальную и миссионерскую практики. Они проводят огласительные беседы с людьми, готовящимися к принятию таинства святого Крещения, организуют занятия в воскресной школе, посещают городские больницы, тюрьмы, школы, интернаты и т.д. Диплом об окончании богословско-пастырского факультета Перервинской Православной Духовной семинарии вручается выпускникам после двух лет служения на приходах Русской Православной Церкви, согласно распределению Учебного Комитета.

Вступительные испытания

Для поступления в духовную семинария нужно сдать один специфический экзамен. Он проверяет знание абитуриентом Закона Божьего. Главным письменным заданием является сочинение. Темы всегда разные, но обязательно касаются истории русской церкви

В письменном задании важно последовательно и четко обосновать свою точку зрения о библию, о православной вере, поделившись своими откровениями и жизненным опытом. Экзаменаторы ценят открытость, отзывчивость и доброту, сердечность и сострадание к ближним

Следующим этапом поступления будет собеседование с приемной комиссией, члены которой являются действующими церковными служителями. Во время интервью абитуриент должен будет рассказать о своем жизненном пути, о своей вере, а также о причинах, сподвигших его на поступление в духовную семинарию.

Целью вступительных испытаний является оценка искренности кандидатов. Приемная комиссия хочет понять следующие моменты:

  • уровень знания библии, Закона Божьего, истории православной церкви;
  • желание абитуриента посвятить всю свою жизнь служению Богу;
  • степень приобщения кандидата к церкви;
  • знание церковных традиций и праздников;
  • умение читать и писать на церковнославянском языке;
  • умение заучивать большое количество молитв, тропарей и псалмов.

В остальном приемная комиссия уделяет внимание общему развитию и образованности абитуриента, умению красиво выражать мысли и вести себя уверенно. Большое значение играет начитанность и культура

На собеседовании обязательно несколько вопросов будут касаться истории родной страны и самых важных глобальных проблем в мире. Определенное значение имеет досуг абитуриента, круг его общения и мнение близких о его поступлении в духовную семинарию.

Стоит отметить, что сегодня духовная семинария дает такой же уровень образования, как большинство светских отечественных ВУЗов.

Продолжительность учебы

С 2010 года в семинариях, расположенных в России, действует трехуровневая система получения духовного образования. Учеба на первом уровне займет у студента пять лет, на втором — два, на третьем — еще три года. Таким образом, чтобы дойти до высшего звания — доктора теологии, необходимо проучиться десять лет.

Первая ступень обучения подразумевает окончание бакалавриата. По окончании учебы, когда студент защитит дипломную работу, ему присваивается степень бакалавра богословия. Однако такое образование нельзя считать оконченным высшим. Пять лет учебы включают в себя четыре года по программе бакалавриата, а также один год практики в качестве пастыря. Некоторые семинарии проводят обучение своих студентов по иной схеме: сначала те оканчивают подготовительный годичный курс, а затем проводят четыре года, обучаясь по курсу бакалавриата.

На второй ступени студенты оканчивают магистратуру, что занимает еще два года. Получить звание магистра богословия можно лишь после защиты соответствующей диссертации. Система предполагает, что этот этап проходит уже в академии. Очень часто такие учебные заведения проводят подготовку по всем курсам: от бакалавриата до аспирантуры и докторантуры.

Третья ступень — это три года в аспирантуре, после которой студент пишет диссертацию. Защитив ее, он становится кандидатом богословских наук. При желании молодой человек может продолжить обучение, поступив в докторантуру и взявшись за докторскую диссертацию. Но эта функция необязательна, можно перейти к труду во имя Бога и не получая докторской степени. Ее можно отнести к дополнительному образованию.

Специальность, по которой студенты получают образование, внесена в официальный перечень специальностей профессиональной подготовки РФ и именуется «Теология».

Российские духовные семинарии
Желающие стать священниками могут попробовать свои силы, поступив в следующие семинарии:

  • Алма-Атинскую;
  • Московскую;
  • Рязанскую;
  • Хабаровскую;
  • Пермскую;
  • Ярославскую;
  • Воронежскую и многие другие.

Всего на территории страны действует 51 учебное заведение такого типа. Их двери открыты для поступающих со всей России.

Кроме того, существуют православные семинарии на территории других государств: США (например, Свято-Тихоновская духовная семинария), Болгарии, Грузии, Сербии, Греции, Израиля и других. Таким образом, поступить в духовный институт может каждый желающий, где бы он ни жил.

Ректоры

  • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
  • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794 — 1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795 — 1799)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (24 января 1810 — 1816)
  • свт. Филарет (Амфитеатров) (1816 — 1819)
  • Кирилл (Богословский-Платонов) (1819 — 1824?)
  • свт. Филарет (Гумилевский) (14 декабря 1835 — 1841)
  • Евсевий (Орлинский) (17 ноября 1841 — 1847)
  • Алексий (Ржаницын) (1847 — 1853)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (31 августа 1853 — 1857)
  • Сергий (Ляпидевский) (4 октября 1857 — 21 января 1861)
  • Савва (Тихомиров) (21 января 1861 — 1862)
  • Александр Горский (23 октября 1862 — 11 октября 1875)

    Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич (1875 — 1876) и/о

  • Христофор (Смирнов) (30 июля 1886 — 13 декабря 1890)
  • Антоний (Храповицкий) (1890 — 1895)
  • Лаврентий (Некрасов) (17 июля 1895 — 1898)
  • Арсений (Стадницкий) (13 марта 1898 — 5 декабря 1903)
  • Евдоким (Мещерский) (1903 — 1909)
  • Феодор (Поздеевский) (19 августа 1909 — 1 мая 1917)

    сщмч. Иларион (Троицкий) (1917) и/о

  • Анатолий Орлов (10 сентября 1917 — 1922)
    1922 — 1946 — закрыта

Тихон Попов (1946) и/о

Николай Чепурин (23 октября 1946 — 7 февраля 1947)

Сергий Савинский (1947) и/о

Гермоген (Кожин) (28 октября 1947 — 15 августа 1949)

  • Вертоградов Владимир Семенович (1950 — 1951) и/о

Ружицкий Константин Иванович (август 1951 — 18 ноября 1964)

Филарет (Денисенко) (22 декабря 1964 — 14 мая 1966)

Филарет (Вахромеев) (14 мая 1966 — 18 апреля 1973)

Владимир (Сабодан) (18 апреля 1973 — 16 июля 1982)

Александр (Тимофеев) (16 июля 1982 — 12 августа 1992)

Филарет (Карагодин) (12 августа 1992 — 17 июля 1995)

Евгений (Решетников) (17 июля 1995 — 14 июля 2018)

Амвросий (Ермаков) (14 июля 2018 — 30 августа 2019)

Питирим (Творогов) (30 августа 2019 — 25 августа 2020)

Феодорит (Тихонов) (c 25 августа 2020)

Известные выпускники

Большинство выпускников становились священнослужителями и учителями Пермской епархии, другие — продолжали учебу в высших духовных и светских учебных заведениях России. Среди известных выпускников:

  • Иона (Капустин) (не позднее 1809) — еп. Екатеринбургский
  • Антонин (Капустин) (1836, полностью не окончил, перевелся в Екатиринославскую семинарию) — архим., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, археолог, публицист
  • И. М. Первушин (1846) — свящ., математик, член-корреспондент Санкт-Петербургской, Парижской и Миланской академий наук
  • Сщмч. Василий Победоносцев (1870) — прот.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк (1872, полностью не окончил) — писатель
  • Сщмч. Михаил Киселев (1877) — прот.
  • А. С. Попов (1877) — физик и изобретатель радио
  • Сщмч. Николай Конюхов (1879) — прот.
  • Сщмч. Александр Преображенский (1882) — прот.
  • Сщмч. Петр Карелин (1883) — свящ.
  • Сщмч. Иоанн Будрин (1886) — свящ.
  • Сщмч. Михаил Денисов (1888, окончил три класса) — свящ.
  • Сщмч. Владимир Белозеров (1889) — свящ.
  • Сщмч. Владимир Сергеев (ок. кон. 1880-х) — свящ.
  • Антон Карташёв (1894) — церковный историк и обер-прокурор, министр исповеданий временного правительства
  • Софроний (Арефьев) (1899) — архиеп. Краснодарский
  • П. П. Бажов (1899) — сказочник, краевед Урала
  • Сщмч. Константин Черепанов (ок. кон. 1890-х) — свящ.
  • Сщмч. Григорий Гаряев (1900) — свящ.
  • Сщмч. Константин Юрганов (1900) — свящ.
  • Стефан (Знамировский) (1900) — архиеп. Вологодский
  • Сщмч. Аркадий (Ершов) (1901) — еп. Свердловский
  • В. С. Верхоланцев (1901) — педагог, пермский краевед
  • А. М. Присадский (1901) — православный священник в США
  • А. П. Серебренников (1903) — педагог, историк, музейный деятель
  • Афанасий (Малинин) (1904) — архиеп. б. Саратовский
  • В. А. Игнатьев (1909), преподаватель и бытописатель, автор воспоминаний о Пермской духовной семинарии
  • Лев (Черепанов) (1909) — еп.
  • Сщмч. Владимир Алексеев (ок. 1900-х) — свящ.
  • Сщмч. Павел Аношкин (1912) — свящ.
  • А. Ф. Шишкин (1917) — церковный активист
  • Сщмч. Виктор Никифоров (1917) — свящ.
  • Сщмч. Константин Богоявленский (1917) — свящ.
  • Сщмч. Николай Тохтуев (1919, семинария закрыта на 2-м курсе) — протодиак.
  • Палладий (Пьянков), еп. Олонецкий, духовный писатель, магистр богословия
  • Александр Луканин, прот., церковный историк
  • Иаков Шестаков, свящ., автор книги «История Пермской духовной семинарии»
  • В. М. Флоринский, один из основоположников генетики в России
  • П. И. Макушин, видный деятель народного просвещения, основатель Томского университета

Ректоры

  • Никодим (Лебедев) (1830 — 1833)
  • Анастасий (1833)
  • Спиридон (Грацианов) (29 ноябpя 1833 — 16 апреля 1849)
  • Сергий (Назаретский) (16 апреля 1849 — 1857)
  • Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 1865)
  • Григорий Максимов (1906 — 1910)
  • Василий (Бирюков) (1910 — 1911)
  • Серафим (Лукьянов) (9 августа 1911 — 1914)
  • Борис (Соколов) (1914 — 1918)
  • Феогност (Дерюгин) (1948 — 1950)
  • Сокаль Иван Иванович (1950 — 1953)
  • Феодосий (Погорский) (1957 — 1958)
  • Агафонов Николай Викторович (1992 — 1995)
  • Александр (Тимофеев) (1995 — 2003)
  • Лонгин (Корчагин) (2003 — 25 августа 2020)
  • Игнатий (Депутатов) (25 августа — 20 ноября 2020)

История

Дореволюционный период

В 1723 году в Казани была основана архиерейская элементарная школа.

Положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращённых иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников.

В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в семинарию по образцу Киевской духовной академии, доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика, философия и богословие, а в конце XVIII века также история, география, математика и новые языки.

В 1797 году семинария преобразована в академию с высшим богословским курсом в духе того времени; в силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ.

В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта, в Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской духовной академии.

Открытие академии вновь последовало в 1842 году, сперва в Спасском монастыре, потом в особом загородном помещении.

После революции была закрыта.

Современный период

В 1997 году в новом здании было открыто Казанское духовное училище.

17 июля 1998 года Казанское духовное училище решением Священного Синода было преобразовано в семинарию.

Сегодня здесь сохраняются и развиваются лучшие традиции отечественного духовного образования, складывавшиеся веками. Регулярное участие в богослужении, внимательное изучение Священного Писания и богословских наук, жизнь в студенческой семье и совместный труд составляют необходимые условия для подготовки будущих пастырей и церковных работников к высокому и ответственному служению Церкви Божией.

Небесные покровители Казанской православной духовной семинарии — святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Гавриил Седмиезерный. Семинарский храм — первый в России, освященный в честь Кронштадтского пастыря, является одновременно приходским, что дает возможность учащимся приобретать навыки активного участия в жизни церковной общины. Среди святынь храма — часть мощей преподобного Гавриила Седмиезерного.

Сегодня КазПДС включает в себя пастырско-богословское и регентско-катехизаторское отделения, а также отделение дополнительного образования.

Новейшая история семинарии

17 июля года Священным Синодом было принято решение об открытии в Белгороде Православной духовной семинарии с миссионерской направленностью.

Благодаря поддержке администрации Белгородской области за короткий срок были созданы необходимые условия для открытия семинарии. Торжественное открытие семинарии состоялось 28 сентября года при участии патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Преподавательский состав сформировался благодаря подготовительному отделению Курской духовной семинарии и коллегам епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, среди которых, например, были С. П. Пискарев, О. Н. Воробьева (до октября 2011 года возглавлявшая канцелярию семинарии, затем заведующая отделом кадров Белгородской митрополии и преподаватель семинарии), а также выпускники первого выпуска Курской семинарии И. В. Кутепов (ныне старший помощник проректора по воспитательной работе семинарии), И.В. Борчук (с 2014 года — проректор по административно-хозяйственной части семинарии), С.Н. Веретенников, А.И. Тригер (преподаватель семинарии) и др. С первых лет после возрождения в семинарии трудились такие преподаватели как прот. Олег Кобец, прот. Павел Вейнгольд, прот. Сергий Пашков, прот. Александр Яровой, прот. Леонид Константинов, прот. Евгений Сапсай, прот. Сергий Шумских, прот. Сергий Клюйко, прот. Игорь Панкратов, прот. Николай Кацы, мат. Елена Кравец и другие.

В июне года состоялся первый пятилетний выпуск воспитанников семинарии.

В году был проведен капитальный ремонт фасада главного корпуса семинарии, а также благоустроена окрестная территория: к семинарии был сделан удобный автомобильный подъезд, устроена красивая клумба и установлен памятник святителю Иоасафу Белгородскому, который позже был перенесен на аллею возле Марфо-Мариинского женского монастыря, а на его место установлен памятник митрополиту Макарию (Булгакову).

В году в Белгородской семинарии была оборудована епархиальная телестудия «Просветитель».

В году было построено новое четырехэтажное общежитие — келейный корпус для воспитанников очного отделения.

В году в семинарии, в рамках общецерковной реформы высшего духовного образования, началась перестройка учебного процесса, связанная с переходом на систему бакалавриата по типу западной системы высшего образования, но с сохранением традиций православной высшей духовной школы.

С года в рамках реформы учебного процесса появились две кафедры – библейской теологии и миссиологии.

В году произошло выделение еще одной кафедры – общих дисциплин, позднее переименованная в кафедру социально-гуманитарных дисциплин.

С начала года в Белгородской семинарии открылась магистратура с миссионерской специализацией и начали работу 2,5 годичные курсы подготовки специалистов в области миссионерской деятельности, на первом курсе очного и заочного отделений семинарии был введен общий и обязательный для всех семинарий Русской Православной Церкви учебный план, семинария получила очередную лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности в связи с изменениями в уставе.

В мае года в соответствии с решением Учебного комитета Русской Православной Церкви семинария приняла новый устав.

Сколько длится обучение?

Время учебы в православной духовной семинарии составляет от 4 до 5 лет. В разных учебных заведениях устанавливаются свои сроки. Учебная программа включает в основном гуманитарные дисциплины. Обучение направлено на развитие духовных качеств учащихся, на формирование личностей, способных нести истину Закона Божьего и вдохновлять своих соотечественников на подвиги. В некоторых семинариях преподают высшую математику.

Можно поступить на заочное отделение. Тогда срок обучения будет составлять пять лет. Каждый год вносится пожертвование в сумме четырех тысяч рублей. Проживание во время сессии студенты оплачивают самостоятельно.

Духовная семинария дает своему выпускнику право претендовать на обучение в духовной Академии. Все выпускники получают направления в приходы Русской православной церкви.

Статистика

  • ок. — 152 учащихся
  • кон. XIX в. — в библиотеке духовной семинарии свыше 15000 томов 6887 названий
  • ноябрь — к этому времени полный курс семинарии окончили 2648 человек
  • — — среди преподавателей семинарии 4 кандидата богословия, 14 кандидатов наук, 1 доктор филологических наук, 1 доктор исторических наук, 3 выпускников духовных академий, 4 выпускника Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 15 выпускников духовных семинарий Русской Православной Церкви; из 34 преподавателей 24 священнослужители Пермской епархии; общий фонд библиотеки составляет 30064 экземпляров книг (из них 16515 экземпляров составляют учебный фонд, 13549 экземпляров — публичный фонд)

Что проверяют на экзаменах в семинарию?

Кандидаты также проходят собеседование, которое проводится приемной комиссией. Задача вступительных испытаний – понять:

  1. Насколько человек, желающий учиться в семинарии, приобщен к церковной жизни.
  2. Знает ли он основные православные молитвы.
  3. Умеет ли читать и писать на церковнославянском языке.
  4. Знаком ли с библией, историей церкви.
  5. Знает ли церковные праздники, знаком ли с традициями православной культуры.
  6. Знаком ли с библейской историей (закон божий прот. Серафим Слободской).
  7. Может ли наизусть прочесть утренние и вечерние молитвы, тропарь и кондак своего святого; 50-й и 90-й псалмы, тропари двунадесятых праздников.

Подробную информацию о вступительных испытаниях и ЕГЭ вы можете узнать на сайте учебного заведения, в которое собираетесь поступать.

При поступлении в семинарию, большое внимание уделяется общему уровню образования абитуриента. Имеет значение начитанность кандидата и его культурное развитие

Важно, чтобы он знал историю своей страны и ведал о процессах, происходящих в мире. Играет роль также то, чем человек увлекается в свободное время

Собеседования и экзамены обычно проводятся свободно.

Духовная семинария, поступить в которую могут все желающие при соблюдении определенных условий, дает высокий уровень образования, соответствующий высшему светскому образованию в Российской Федерации.

Семинария и её рейтинг: тревожный звонок

– Отец Максим, можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический?

– Нет, рейтинг – критерий, показывающий определенного рода динамику развития церковного учебного заведения – вверх, вниз, стабильность

Если рейтинг учебного заведения изменился на одно-два места по отношению к первоначальным параметрам – это одно, а если на десять – это уже важное изменение. И хорошо, если на десять вверх

Поэтому рейтинг – это определенного рода система оповещения. Либо тревожный звоночек, либо подтверждение, что в учебном заведении всё делается правильно.

Протоиерей Максим Козлов

– Кто же сегодня является лидерами духовного образования согласно рейтингу?

– Хотя мы не публикуем рейтинг, который является нашим рабочим документом, для всеобщего ознакомления, полагаю, допустимым будет сообщить, что на первом месте в рейтинге стоит Санкт-Петербургская православная духовная академия.

Вообще, церковные учебные заведения, которые исторически являются центральными – СПбПДА и МДА – традиционно находятся в топе. Также в верхней части рейтинга – семинарии, которые уже имеют государственную аккредитацию – это Смоленская, Саратовская и Пензенская. Еще – семинарии, в которых есть магистратуры: Сретенская, Нижегородская, Казанская и др. А также стабильно крепкие семинарии, с хорошо сформированным преподавательским корпусом и внимательным архипастырским отношением. Это, например, Коломенская семинария, где, помимо всего прочего, есть прекрасная материальная база и лучшее на сегодня семинарское здание, не так давно построенное на территории Богоявленского Старо-Голутвина монастыря, которое идеально приспособлено для учебного процесса и проживания студентов.

Вторая группа – семинарии, которые показывают стабильные показатели, но имеют те или иные недостатки.

Третья группа – семинарии с более значительными недостатками, находящиеся на контроле.

Четвертая рейтинговая группа – низшая. Здесь семинарии, которые на сегодня не свидетельствуют о подтверждении статуса высшего учебного заведения. Я не буду называть эти семинарии, но они знают о своем положении и о решении Синода от июля 2013 года дать им три года на исправление ситуации. Если уровень не будет повышен, то эти семинарии могут быть преобразованы в учебные заведения иного профиля. Например, в один из центров подготовки приходских специалистов.

Как я уже указывал, публикация рейтинга не предполагается характером документа, но по благословению Святейшего Патриарха промежуточный документ уже разослан ректорам духовных учебных заведений, и все на местах уже знают, на каком месте находятся.

– А зачем нужны центры подготовки приходских специалистов?

– На сегодня таких центров более 15-ти. Они имеют четыре профиля: молодежный, миссионерский, социальный и катехизаторский. Межведомственная комиссия при Учебном комитете оценивает организацию этих центров и предоставляет им право выдавать студентам по окончании обучения документ общецерковного образца. Востребованность подобного рода кадров на приходах велика, и пока используется только малая часть потенциала – так что это направление церковного образования будет интенсивно развиваться.

Увеличить количество таких центров как раз можно будет за счет заканчивающих свое историческое существование духовных училищ. В качестве примера можно привести Читинское духовное училище, которое сейчас находится в стадии преобразования в Центр подготовки приходских специалистов. А вот Вологодская семинария, наоборот, после решения Синода в 2013 году повысила свой статус и очень динамично развивается силами ректора, Вологодского митрополита.

Фото: nds.nne.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector