Что не так с системой образования в россии, почему мы не хотим учиться в колледжах и как сделать онлайн-обучение эффективнее? рассказывает куратор проекта school of education

Реформа российского образования

В современной истории Российской Федерации реформа образования началась в 2010 году с подписания законопроекта о комплексе мероприятий по модернизации системы образования. Официальный старт был дан в 2011 году 1 января.

К основным мерам, предпринятым по реформированию образования, относятся:

  • Введение единого государственного экзамена (ЕЭГ) взамен «несправедливой», по мнению законодателей, экзаменационной системы действовавшей в России долгие десятилетия.
  • Внедрение и дальнейшее развитие высшего образования нескольких уровней – бакалавриата и магистратуры, направленных на сближение российского образования с европейским. Некоторые ВУЗы сохранили пятилетнее обучение по некоторым специальностям, но их на сегодняшний день осталось совсем немного.
  • Постепенное сокращение численности учителей и педагогов.
  • Сокращение числа высших учебных заведений путем их полного закрытия или реорганизации, в результате которой они присоединяться к более сильным ВУЗам. Такую оценку им дала специальная комиссия, созданная Министерством образования.

Итоги реформы еще будут подведены нескоро, но мнения уже разделились. Одни говорят о том, что вследствие этих изменений развалилась одна их самых качественных и фундаментальных образовательных систем в мире. Поскольку государственных дотаций стало гораздо меньше, все свелось к коммерциализации образования во всех уровнях учебных заведений. Другие же говорят о том, что благодаря европейской стандартизации российские студенты получили шанс работать за границей, а в школах снизилась количество подтасовок результатов экзаменов.

Дошкольное

Правительство Казахстана серьезно отнеслось к проблеме дошкольного образования. Государственные и частные инвестиции в реформирование подготовительного обучения привели к стремительному росту количества дошкольных учреждений.

Поменялся и подход к воспитанию подрастающего поколения. Произошло осознание того, что детство — это не просто подготовка к школьной жизни, а важный этап становления человека. На первое место в системе дошкольного образования Казахстана теперь выносится развитие у детей самостоятельности и самодостаточности.

Новый взгляд соответствует потребностям ребенка и его возрастным интересам. Обучение происходит в процессе игры с постепенным усложнением задач. Это сохраняет интерес детей к получению новых знаний. Современный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан основан на идее перерастания игры из развлечения в творчество. В игре же формируются и модели человеческих отношений, происходит психологическая подготовка ребенка к школе.

Состав

Государственное и частное образование предполагает плавное перемещение с низшей ступени на высшую. Первая стадия – дошкольное образование в семье, яслях и детских садах — носит необязательный характер, а ее содержание зависит от родительской занятости и желания. Государственные и частные структуры воспитывают детей 6–8 лет.

Следующий этап обучения — важнейший компонент системы образования, обязательный для граждан развитых стран, – это среднее, или школьное, образование. В систему общего образования включены три уровня:

  1. Начальный.
  2. Базовый (основной).
  3. Средний.

Начинают учиться дети после детского садика примерно в семилетнем возрасте с того, что постигают основы чистописания, счета и чтения в комплексе с первоначальными сведениями о природе, человеке, устройстве общества и страны. Юным школьникам прививаются навыки гигиены и здорового образа жизни. Базисное образование привносит в детский разум систему новых знаний, прививает умения и навыки, которые будут нужны на общем этапе обучения и на старте профобразования.

Начальное, основное и среднее образование обязательно для всех детей, освобождение возможно только по медицинским показаниям. Общее среднее образование получают в школах, гимназиях, лицеях и других частных или государственных заведениях. В них дети накапливают общеобразовательные знания, достаточные для формирования выпускников как полноправных граждан, подготовленных к самостоятельной жизни в обществе. По окончании учебы после сдачи экзаменов бывшим школьникам вручаются свидетельства установленного образца.

Вузовское обучение необязательно, но на нынешнем этапе развития науки и технологий полноценно трудиться без фундаментальных знаний по общим и специальным предметам попросту нереально. Работодатели неохотно берут в свои компании бакалавров, поскольку эта ступенька лишь начало, а вот специалисты и магистры пользуются успехом на рынке труда техногенного общества.

Внешкольное образование[править | править код]

Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определённой Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.

На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Типы внешкольных учебных заведений:

  1. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
  2. Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).
  3. Малая академия искусств (народных ремёсел).
  4. Малая академия наук учащейся молодёжи.
  5. Детско-юношеские лагеря.
  6. Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.
  7. Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.
  8. Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.
  9. Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.
  10. Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.
  11. Детская флотилия моряков и речников.

Основные проблемы российского общего образования

Источник фото: pressfoto/freepik

Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но, как показывает, практика оно скорее «условно бесплатное» с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям. Наиболее типичный пример — услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.

Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.

Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;

  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.

На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.

Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.

Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.

Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.

На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.

Тенденции в развитии мирового образования

В рамках курса по обществознанию школьники должны знать направления образования в современном мире. Расскажем про некоторые из них.

Демократизация системы образования. Созданы условия для удовлетворения потребностей всех представителей общества. Образование доступно широким слоям населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Рост продолжительности образования. Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, из-за чего срок обучения может удлиняться.

Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции сотрудник должен уметь быстро переключаться на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

Гуманизация образования

Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям

Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, например, экономической теории, социологии, политологии, основ правовых знаний.

Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран.

Компьютеризация процесса образования. Использование современных технологий обучения.

«В этих школах их обучат простому счету…»

Но важнейшей характеристикой украинской реформы украинского образования является радикальное упрощение программы.

С 1 сентября 2018 года должно начаться внедрение в жизнь концепции «Новой украинской школы», предполагающей революционные изменения самого содержания образовательного процесса — в стороне его резкого упрощения.

Так, в частности, детей больше не будут заставлять учить таблицу умножения и сложения (состав чисел). Изучение умножения (и то лишь до пяти) новая программа предполагает лишь к концу 2 класса. Сторонники реформы раздают интервью украинским СМИ, утверждая, что при знании «механики процесса» зазубривать ничего не нужно. Как «механика процесса» поможет быстро в уме посчитать, сколько будет семь умножить на восемь, эти эксперты не уточняют. Конечно, детям можно просто дать калькуляторы. Однако роль математики, как «гимнастики ума», в данном случае полностью нивелируется.

Министерство образования и науки Украины также решило покончить с проверкой техники чтения. Видимо, тоже, как с «советским рудиментом». Тот факт, что именно проверка техники чтения под секундомер была ключевым элементом обучения детей скорочтению, их нисколько не смущает. Как и то, что, согласно многочисленным исследованиям, в старшей школе дети, быстро читавшие в младшей, как правило, учатся гораздо лучше. У украинского школьника фактически отбирают один из инструментов, позволявших ему быстро обрабатывать информацию.

Кроме того, учителя младших классов должны будут теперь повременить с введением сочинений, резко сократить требуемую продолжительность устных высказываний и отказаться от обучения детей составлению схемы предложения. Также министерство образования требует, чтобы педагоги отказались от использования красной пасты, которая якобы «травмирует» ребенка, и разрешили детям в первых двух классах писать карандашами — чтобы было удобнее вносить незаметные исправления. Оценки будет разрешено ставить только со 2 класса, и то лишь по основным предметам вроде математики и украинского.

При изучении иностранного языка учителям предлагают сконцентрироваться на устной речи, и практически отказаться от уроков грамматики.

Украинские чиновники считают, что делать упор на передаче ребенку информации больше не нужно — ее можно найти в Интернете. Вместо этого, по их словам, детей стоит учить думать. О том, как научить думать маленького человека без сочинений, устных высказываний, таблицы умножения и увеличения скорости восприятия информации — они скромно умалчивают.

Согласно идеям киевских власть имущих, в младшей школе ребенка достаточно учить считать в пределах 100. И тут само собой напрашивается нелицеприятное сравнение. Нацисты, которые в рамках плана «Ост» собирались уничтожить большую часть славян, а меньшую — оставить себе в качестве рабов, тоже планировали упростить для «восточных народов» школьное образование. Так, в частности, рейсфюрер СС Генрих Гиммлер говорил: «Для ненемецких народов Востока высшее образование должно быть отменено, вполне достаточно и четырёхлетних школ. В этих школах их обучат простому счёту, скажем, до пятисот, написанию имени и вдолбят необходимость послушания немцам, а также быть порядочными и добросовестными ребятами. Учить их читать совсем необязательно»…

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Начальная школа

В первый класс идут дети в возрасте 6,5-8 лет. Учеба в начальной школе длится четыре года. Задача педагогов сводится к предоставлению детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. Его дает изучение следующих предметов:

  • чтение;
  • азы математики (арифметика);
  • письмо;
  • труд;
  • физкультура;
  • музыка;
  • окружающий мир;
  • искусство и хореография;
  • хотя бы один иностранный язык.

С учениками занимается постоянный педагог, ответственный за коллектив и преподающий большинство предметов, кроме музыки, физической культуры, хореографии, иностранного языка. Дети учатся в одном классе, покидают его только для занятий по специальным дисциплинам (музыке, труду и т. д.). Количество академических часов редко превышает 4 в день.

Западная модель

Эпоха буржуазных революций и модернизация, последовавшая за ними, выработали абсолютно другую систему образования. Она характеризуется как «система двух коридоров», где университеты оканчивают очень немногие — весьма небольшой процент населения, который и будет иметь возможность войти в государственную и управленческую элиту.

Остальное население получает знания мозаичного плана, которые дают людям способность лишь к определённому набору функций, очень узко очерченных, а об остальных областях знания они либо вообще представления не имеют, либо оно не отличается ни системой, ни глубиной.

Западные, да и многие российские элитные круги имеют определённую цель: изменения в системе высшего образования России должны полностью сломать прежнюю матрицу. Так называемая Болонская система — образец присутствия «второго коридора» — в данный момент сменяет нашу вузовскую систему, и эта «двукоридорность» теперь стала реальностью всех институтов страны. Перспектива грозит полным отсутствием самого необходимого, ибо некому будет принимать стратегические для страны решения, даже наиболее важные, поскольку элитно-образовательная прослойка в обществе присутствовать не будет.

Квалификация высшего образования

Квалификация высшего образования сочетает в себе академическую и профессиональную квалификацию. Это очень важная особенность украинского высшего образования, унаследованная от советского прошлого. Государственный диплом является одновременно свидетельством об образовании и профессиональной лицензией. Прием на работу определяется соответствием между государственным определением знаний и навыков, необходимых для разных уровней занятости, и государственным определением уровней образовательной квалификации. Отсюда соответствие между классификацией образовательной квалификации и классификацией профессиональной структуры, что привело к введению термина «образовательный уровень».

Закон о высшем образовании (2002 г.) устанавливает трехуровневую структуру высшего образования: неполное, базовые и комплексные образовательные уровни с соответствующими уровнями учебно-уровневые младшего специалиста, бакалавра, специалиста и магистра. В 2016 году Министерство образования преобразовало эту систему в уровни младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии и доктора наук .

Младший специалист

Младший специалист или Младший бакалавр — образовательно-квалификационная ступень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования незаконченное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения производственных функций на определенном уровне профессиональной деятельности, предусмотренные для исходные позиции в определенном виде экономической деятельности. Нормативный срок обучения составляет 2,5–3 года.

Лица с основным средним образованием могут обучаться по образовательным и профессиональным программам подготовки младших специалистов, получая при этом полное среднее образование.

Бакалавр

Бакалавр — образовательно-профессиональный уровень высшего образования лица, получившего на базе полного среднего образования базовое высшее образование, фундаментальные и специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном профессиональном уровне. деятельность (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения составляет 4 года (240 кредитов ECTS ).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня бакалавриата может осуществляться по сокращенной программе обучения на базе образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста.

Владелец

Магистр — образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, имеющего полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работы) инновационного характера на определенном уровне профессиональной деятельности (в инженерии, бизнес-администрирование, педагогика, искусство и др.).

Подготовка специалистов образовательно-квалификационного уровня магистра также может осуществляться на основе образовательно-квалификационного уровня специалиста . Срок обучения обычно составляет 1–1,5 года (60–90 кредитов ECTS ).

Во время учебы на уровне магистра или специалиста студенты должны написать свою итоговую работу по выбранному предмету и сделать ее презентацию, чтобы уметь собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и передавать учебный и практический материал; часто требуется знание иностранного языка.

Подготовка специалистов с образовательно-квалификационным уровнем специалиста или магистра по таким направлениям, как медицина , стоматология , ветеринария , обучение осуществляется на базе полного среднего образования в течение 5–6 лет (301-360 кредитов ECTS ) ( как это принято в Западной Европе для профессий, зарегистрированных государством ).

Специалист

Специалист — образовательно-квалификационный уровень высшего образования человека, который на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получил полное высшее образование, специальные навыки и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работы) на определенном уровне. профессиональной деятельности (в экономике, науке, технике, культуре, искусстве и др.). Нормативный срок обучения — 1 год (60кредитов ECTS). В 2016 году специальность была упразднена в Украине.

Профессионально-техническое образование[править | править код]

Профессионально-техническое образование осуществляется на базе полного общего среднего образования или базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное среднее образование.

В системе профессионально-технических учебных заведений осуществляется трёхуровневое профессиональное образование. Каждая степень обучения определяется теоретической и практической завершённостью и закрепляется присвоением выпускникам соответствующей квалификации. Выпускники низшей степени по собственному желанию могут продолжить обучение на высшей.

К профессионально-техническим учебным заведениям относятся:

  • профессионально-техническое училище соответствующего профиля;
  • профессиональное училище социальной реабилитации;
  • высшее профессиональное училище;
  • профессиональный лицей;
  • профессиональный лицей соответствующего профиля;
  • профессионально-художественное училище;
  • художественное профессионально-техническое училище;
  • высшее художественное профессионально-техническое училище;
  • училище-агрофирма;
  • высшее училище-агрофирма;
  • училище-завод;
  • центр профессионально-технического образования;
  • центр профессионального образования;
  • учебно-производственный центр;
  • центр подготовки и переподготовки рабочих кадров;
  • учебно-курсовой комбинат;
  • учебный центр;
  • другие типы учебных заведений, предоставляющих профессионально-техническое образование или осуществляющих профессионально-техническое обучение.

Подготовка рабочих в 930 государственных ПТУЗ в 2007—2008 учебном году осуществляется по 530 рабочим профессиям.

Существует также сеть профессионально-технических учебных заведений частной формы собственности, которые также находятся в сфере профессионально-технического образования и насчитывают 798 учебных заведений с контингентом 100 тыс. человек, которые получают профессиональную подготовку по 179 рабочим профессиям.

Средний показатель трудоустройства выпускников государственных ПТУЗ по полученной профессии по Украине в 2006—2007 учебном году составляет 86 %.

Сеть образовательных учреждений в системе образования

В РФ все существующие образовательные учреждения (ОУ) представлены такими категориями:

  • дошкольными (детскими яслями, садами, специальными кружками);
  • школами, гимназиями;
  • лицеями, техникумами, колледжами, ПТУ;
  • духовными семинариями, академиями, теологическим факультетами;
  • ВУЗами (академиями, университетами, институтами);
  • учреждениями по переподготовке всех видов кадров (учебными комбинатами на базе любых заведений – и средне-специальных, и высших), в том числе педагогических и научных;
  • факультетам и, академиями, ординатурами, аспирантурами, центрами для получения научных кадров.

Структура образовательной системы в РФ включает в себя такие уровни получения знаний:

  • дошкольное;
  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • переквалификация.

Дошкольное образование (с 2-х месяцев до 8 лет) предоставляют ДОУ – ясли, детские сады, образовательные организации (спортивные школы, секции, кружки, интернаты), которые смотрят, играют и обучают малышей по разработанным методикам и программам. В детские сады государственного или частного плана принимают по записи, поэтому мамы стараются записать кроху в заведения заранее.

Обязательное образование состоит из начального (1-4 классы), основного (9 классов), общего среднего (11 классов). Существуют также вечерние школы и заведения с дистанционным обучением. Обучение проходит на базе школ, гимназий и лицеев. В школу родители отправляют детей по месту жительства или по выбранному направлению уклона (математического, ин.яза, филологического и т. д.), на основании заявления и папки с собранными документами. В вечернюю школу учащегося могут направить на базе производства.

Среднее профессиональное образование (колледжи, ПТУ, техникумы) обеспечивают социум специалистами рабочих профессий и среднего звена. Учиться в таких заведениях можно на базе 9-го или 11 классов (водители, автослесаря, повара, медсестры, младший военный состав, проводники, сфера услуг, слесаря, строители, сварщики, монтажники, связисты и т. д).

Высшее образование включает в себя 1 и 2 уровни: бакалавриат (4 г.), специалитет (5 лет) и магистратуру (1,5 года). А также 3 и 4 уровни: аспирантура (очно или заочно, 3-5 лет), ординатура (2 г.), ассистентура, в виде очной стажировки (2 г.).

Все текущие процессы российской системы образования контролируются Министерством науки и высшего образования РФ, а также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Назначенные ими в регионах департаменты образования осуществляют деятельность по установленным программам и протоколам.

Они же занимаются отчетами, проверкой соблюдения и выполнения установленных предписаний в ОУ и всех учебных заведениях. Службы имеют собственные официальные сайты, в которые можно обратиться по прямым ссылкам или через портал «Госуслуги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector