Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Содержание:

Критерии, на которые необходимо обратить особое внимание

Обязательно нужно обратить внимание на критерий К1 «Формулировка проблем исходного текста»

Крайне важно верно сформулировать одну из проблем, поставленных автором. Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8

Если проблема сформулирована неверно, то по всем критериям блока «Содержание сочинения» (К1-К4) выставляется 0 баллов из 8.

Стоит также помнить о К11 «Соблюдение этических норм»: не следует излишне эмоционально и резко выражать негативное отношение к позиции автора, а также использовать фразы, которые могут оскорбить чувства проверяющего.

Традиционно трудности у учащихся вызывают критерии, требующие соблюдения языковых и речевых норм (К9 и К10). Здесь работать можно только над общим уровнем владения русским языком и быть внимательным при написании сочинения.

Авторская позиция

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: Выразить мнение автора о проблеме;
  • Суть: Вычленить из текста внятную авторскую позицию и презентовать ее в лаконичной формулировке;
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пытайтесь приписать автору свою точку зрения, сверяйте написанное с текстом, чтобы не растекаться мыслью по древу, а писать конкретно и точно. Как определить позицию автора?

Как определить позицию автора?

  1. Задайте себе вопросы: Как писатель предполагает решить возникшую проблему? Как лично он относится к ней?
  2. Перечитайте текст и ответите себя на этот вопрос, используя цитату и записывая ее в черновик.
  3. Сформулируйте ответ своими словами.

Структура: Автор считает\полагает\выступает против или за…

Топ-3 ошибки:

  1. Неточность и расплывчатость: непонятно, какой вывод сделал автор по затронутой им проблеме;
  2. Выражена позиция рассказчика, самого ученика, но не автора;
  3. Вместо авторского мнения на бумаге царственно располагается цитата.

Клише:

Пример (по тексту Каверина): Позиция автора такова: на самопожертвование во имя отечества человеку помогают решиться два личностных качества – великодушие и любовь к ближнему.

Примеры

Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».

Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает. Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка. Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».

Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе. Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает. Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Структура и особенности КИМ

Каких-либо кардинальных изменений в КИМах ЕГЭ 2021 года по русскому языку не предвидится. Масштабная реформа системы контроля качества знаний завершена и перспективные модели ЕГЭ, предложенные ФИПИ для 2021 года, в полной мере отвечают ФГОС.

В экзаменационной работе выпускнику будет предложено выполнить 27 заданий (26 тестовых и сочинение):

Блоки Кол-во заданий Особенность
І часть 26 (с 1 по 16) Краткий ответ
ІІ часть 1 (задание №27) Сочинение

Ответом на задания І части могут выступать буква или последовательность букв, слово или словосочетание, цифра или число. Ответы на задания №1-26 следует занести в Бланк ответов №1. Эта часть работы подлежит оцифровке и автоматизированной проверке.

В задании №27 выпускникам будет предложено написать сочинение объемом от 150 слов, раскрыв определенную проблему.

Важно! Круг проблем, которые могут быть затронуты в 27 задании ЕГЭ по русскому языку 2021 года, заранее не оглашается. Тем не менее, существует определенный перечень наиболее актуальных на данный момент проблем, которые могут встретиться на экзамене в высокой степенью вероятности

Более того, из года в год темы не повторяются, а это значит, что вероятность встретить в новом КИМе проблемы из билетов 2021 и 2021 годов крайне низкая, хотя и не стоит их категорически вычеркивать из списка

Тем не менее, существует определенный перечень наиболее актуальных на данный момент проблем, которые могут встретиться на экзамене в высокой степенью вероятности. Более того, из года в год темы не повторяются, а это значит, что вероятность встретить в новом КИМе проблемы из билетов 2021 и 2021 годов крайне низкая, хотя и не стоит их категорически вычеркивать из списка.

Примерный план сочинения

  1. Вступление
  2. Отражение проблемы в тексте:
    • формулировка проблемы
    • почему эта проблема сегодня актуальна?
  3. Комментарий проблемы
    • о чем пишет автор
    • как пишет автор
    • к какому выводу приводит читателя
  4. Авторская позиция
  5. Позиция ученика:
    • согласие/несогласие с автором
    • собственная позиция
  6. Аргументация (2 аргумента)
  7. Вывод — заключение

Теперь более подробно о структуре:

1. Цитата.

Для каждой темы постарайтесь подобрать цитаты. Только они должны быть обоснованными и сопровождаться примерами. Чтобы смог аргументированно опровергнуть или согласиться с автором высказывания.

2. Проблема и ее актуальность.

Клише:

Данная проблема является актуальной в условиях…

  • …глобализации общественных отношений;
  • …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • …обострения глобальных проблем современности;
  • …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • …развития международной интеграции;
  • …современной рыночной экономики;
  • …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • …жесткой дифференциации общества;
  • …открытой социальной структуры современного общества;
  • …формирования правового государства;
  • …преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • …диалога культур;
  • …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Помни! К теме нужно периодически возвращаться, чтобы не увлечься рассуждениями не по теме. Это считается ошибкой.

3. Смысл высказывания.

Помни! Не стоит повторять дословное высказывание. Своими словами сформулировать основную мысль. Для этого используй клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что…» «Автор обращает наше внимание на то, что…» «Автор убеждён в том, что…»

4. Собственная точка зрения.

Определение своей позиции заключается в согласии или не согласии с автором полностью или частично. Или поспорить с автором и высказать свою точку зрения.

Используй клише:

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5. Теоретическая аргументация.

Необходимо использовать знания по обществознанию: термины, понятия, мнения ученых, направления научной мысли.

Помни! Не нужно перегружать эссе терминологией. Нужно быть уверенным в их правильном понимании и подходящем использовании. Примеры заготовьте заранее.

6. Примеры из социальной практики, истории и литературы.

Эмпирический уровень:

  1. Использование примеров из социальной практики, истории, литературы.
  2. Использование собственного опыта из жизни.

Помни! При использовании примеров из истории или личного опыта, обращай внимание на их убедительность. Примеры заготовьте заранее

7. Вывод.

В заключении подводится итог рассуждения — 1-2 предложения.

Используйте клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

Решай:

  • ЕГЭ по обществознанию.
  • ЭГЭ по обществознанию.

Комментарии к проблеме

Они бывают двух видов:

  • текстуальные — объяснение проблемы вслед за автором, по его логике;
  • концептуальные — интерпретация проблемы, как ее понимает выпускник.

Иллюстрирование проблемы

Комментирование оценивается высшим баллом только при наличии иллюстраций. Это, конечно, не рисунки, а ключевые для раскрытия проблемы примеры из текста. Сложность состоит в том, чтобы установить между ними смысловую связь. Показать ее можно следующими способами:

  • детализировать,
  • указать на следствие,
  • подтвердить словами автора,
  • объяснить,
  • дать определение слову или выражению,
  • провести аналогию,
  • выделить существенное,
  • сопоставить,
  • противопоставить.

Ошибки в комментировании

Рассмотрим только грубые ошибки.

  • отсутствие комментария как отдельной части сочинения.
  • отступление от темы. Оно менее очевидно для выпускника. Такое происходит, если экзаменующийся пишет не о том, что сказано в тексте, а о том, что он знает по этой теме вообще. Особенно часто это случается при анализе фрагмента художественного произведения.
  • комментирование только одного аспекта проблемы. Эта ошибка возникает ещё на первом этапе работы, поэтому заметить ее потом уже трудно.
  • отсутствие опоры на текст, которая должна быть полной. Так, можно указать номера абзацев или предложений, где имеется пример, процитировать слова автора в прямой или косвенной форме — то есть любым способом продемонстрировать понимание содержания.

Чтобы не ошибиться, лучше придерживаться структуры, предложенной в инструкции, а при выборе комментария предпочесть текстуальный.

Как писать сочинение (ЭССЕ) по обществознанию

На экзамене в 29 задании Вам предстоит написать мини-сочинение на одну из пяти предложенных тем — высказываний известных людей. Ваша задача выбрать то высказывание, которое Вам наиболее понятно. К выбору сочинение необходимо подойти максимально серьезно, так как неверно раскрыв смысл высказывания за все сочинение ставится 0 баллов.
Алгоритм написания сочинения по обществознанию:
1. Выбираем тему.
2. После того, как выбрали сочинение, необходимо раскрыть его смысл и назвать одну или несколько идей (тезисов) затронутых автором. Для начала используйте шаблон, фразы клише, например такие как: «Автор данного высказывания поднимает идею …
Смысл данного высказывания заключается в то, что …»
Возьмем к примеру высказывание Л. Н. Толстого «Человек не мыслим вне общества». «Автор данного высказывания затрагивает идею связи человека и общества. Смысл заключается в том, что человек никак не ассоциируется без жизни в обществе. Человек создан, чтобы жить в обществе. Ведь благодаря обществу, человек появляется на свет, проходит процессы социализации, удовлетворяет все свои самые необходимые потребности, существует, творит и всячески участвует в  жизни других людей».
3. Далее необходимо раскрыть идею с помощью теории. Необходимо привести определения, признаки, функции, виды тех терминов, которые вытекают из высказывания.«Чтобы более полно раскрыть идею автора, обратимся к теории. Как мы знаем из курса обществознания, под термином человек понимается биосоциальное существо …. Человек отличается от животного следующими признаками….. Человек удовлетворяет все свои жизненные потребности с помощью имеющихся в обществе социальных институтов. Социальный институт — это …. К основным видам социальных институтов относятся: семья, производство …»
4. Необходимо привести два примера в подтверждение слов автора. Примеры необходимо приводить из различных источников. К таковым относятся:
а) общеизвестные факты из СМИ;
б) личный социальный опыт (в том числе прочитанные книги, просмотренные фильмы), даже подойдут прочитанные статьи из познавательных порталов, таких как https://istmira.com/drugoe-novoe-vremya/16491-filosofija-kanta-kratko.html;

в) история.

Примеры должны быть представлены развернуто и подробно расписаны с указанием источников.«В качестве фактической аргументации хочу привести два примера. Во-первых обратимся к моему личному опыту. Так, благодаря обществу, я сегодня получаю образование, благодаря работе, мои родители зарабатывают нам на хлеб, благодаря государству, мы в безопасности …»

Расширить банк примеров для сочинения можно из Энциклопедии знаменитых людей.
5. Вывод. Заключение с возможностью описать актуальность поднятой автором темы сегодня.
«Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что авто оказался совершенно прав,говоря нам о том, что человек не мыслим вне общества. Данная идея актуально и по сей день. Ведь,  как сказал президент нашей страны В.В. Путин, сегодня угроз — не стало меньше, и человеку трудно будет выжить без сильного общества и государства».
За все сочинение можно получить максимум 6 баллов. 1 балл за верное раскрытие идеи. 2 балла за теоретическое обоснование. 2 балла за два примера из разных источников. 1 балл идет бонусом при наличии предыдущих 5 баллов за теоретическую точность, полноту раскрытия примеров, логическую стройность  сочинения.

Более подробно посмотреть на сочинения Вы можете в разделе БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ.

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

Стоит ли говорить о таких элементарных вещах? Позиция автора, комментарий, проблема, аргументы… На деле многие ученики этого не знают. Проблема еще и в том, что разные учителя учат оформлять по-разному. Если вы путаетесь, обязательно загляните на сайт ФИПИ

Еще важно знать критерии: за что вам снимут баллы, а за что сразу поставят «ноль»

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом. 

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Не игнорируйте сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Если вы узнаете, что другие делают не так, вы это запомните и исправите. Вспоминаем притчу: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».  

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её. 

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями

Сочинение №9 — 8 баллов 🙁

Каков смысл жизни?

А.П. Чехов повествует, что вопрос о постановке целей, о разных взглядах людей на истинность ценностей порождает споры. Отвечая на вопрос о смысле жизни, автор представляет две разные точки зрения. Мнение рассказчика состоит в том, что женщины «с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони» и дальше всё происходит по замкнутому кругу, из поколения в поколение. Тем самым А.П. Чехов показывает, что человек может не замечать всей прелести окружающего мира, он не живёт мгновением, не наслаждается им, а лишь думает о болезнях, смертях, о будущем своих детей,- о том, что не является радостью для его души, благополучием.

Также важно обратить внимание на то, как автор сопоставляет человека и животного. А.П. Чехов выделяет способность людей к духовному развитию, которую ни один зверь не имеет

Однако единственное, о чём задумывается человек,- это «голод, холод, животный страх, масса труда». Эти мысли, «точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». У таких людей нет настоящего смысла жизни, они не живут, а лишь существуют. Так, А.П. Чехов демонстрирует читателям, что все черты, которые внешне и внутренне отличают человека от животных, могут исчезнуть, если ценности человека будут состоять лишь из природных потребностей и инстинктов

Чехов выделяет способность людей к духовному развитию, которую ни один зверь не имеет. Однако единственное, о чём задумывается человек,- это «голод, холод, животный страх, масса труда». Эти мысли, «точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности». У таких людей нет настоящего смысла жизни, они не живут, а лишь существуют. Так, А.П. Чехов демонстрирует читателям, что все черты, которые внешне и внутренне отличают человека от животных, могут исчезнуть, если ценности человека будут состоять лишь из природных потребностей и инстинктов.

Дополняя друг друга, эти примеры показывают, насколько важно стремиться к духовному обогащению, видеть смысл жизни не в том, как вылечиться, избежать смерти, а в себе, внутренней гармонии и счастье. Позиция автора к проблеме очевидна: люди не изменят свои взгляды на мир, пока сами не захотят этого

Без понимания истинных ценностей в жизни человека не переубедят никакие школы, больницы, книги. А.П. Чехов говорит, что «приходя на помощь с больницами и школами», можно лишь усугубить положение, ведь даже за книги приходится платить

Позиция автора к проблеме очевидна: люди не изменят свои взгляды на мир, пока сами не захотят этого. Без понимания истинных ценностей в жизни человека не переубедят никакие школы, больницы, книги. А.П. Чехов говорит, что «приходя на помощь с больницами и школами», можно лишь усугубить положение, ведь даже за книги приходится платить.

Я полностью согласна с мнением автора, так как ничто не может помочь человеку обрести истинный смысл жизни, который способен успокоить душу, наполнить красками мир, кроме него самого

Важно понимать, что болезни, смерть, дети не должны заполнять весь разум, нужно думать о себе, о душевном обогащении и счастье. Только тогда человек сможет настоящий смысл жизни

В литературе существует множество примеров, подтверждающих мою точку зрения. Так, в произведении А. Куприна «Чудесный доктор» также поднята проблема смысла жизни. Главный герой уже не думал о счастье, радости, его голова была

заполнена мыслями лишь о болезнях близких, о том, как достать деньги. Когда он поверил, что больше нет смысла пытаться что-либо сделать, он хотел покончить жизнь самоубийством, бросив свою семью на верную смерть. Этот пример доказывает, что отсутствие положительных мыслей веры в будущее, духовного спокойствия приводит к потере смысла жизни, чего нельзя допускать никогда.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что ценности человека всегда играли в жизни людей самую важную роль. Смысл жизни складывается из них, поэтому необходимо положительно мыслить, несмотря на безвыходность ситуации, не внушать себе, что жизнь- это промежуток между рождением и смертью, ведь она включает в себя множество аспектов, которые обогатят человеческую душу и сделают его счастливым.

Виды эссе, их классификация

Что такое эссе?

Традиционно выделяется несколько основных вида эссе:

Обсуждение – самый распространенный вид и его основная часть – аргументация и анализ заявленной темы и позиций по ней. Основная цель – убедить читателя или слушателя в верности или просто праве на существовании позиции автора. Поэтому акцент делается на способах убеждения и доказательства, или хотя бы возможности эмоционально повести за собой.
Описание – второй по популярности вид, так как кажется наиболее простым

В нем почти не встречается анализ события или его критика, ведь все внимание сосредоточено на самом объекте, личности, событии. В центр ставится впечатление и видение автора, то есть то как он увидел это, какие эмоции испытал, что смог разглядеть и какие остались впечатления

В ход идет все – запах, вкус, воспоминания, ассоциации, эмоции, краски, полутона, тени и отражения.
Повествование – это расположение мыслей по теме в хронологическом или ином понятном порядке. То есть это рассуждение от начала к концу или обратно, но именно в прогрессирующем стиле. Идет обязательное развитие рассуждений или же углубление темы, не допустимо зацикливаться на каком-то одном понятии, вопросе, без изменения его состояния исторически, социально или в ином формате.
Причинно–следственное эссе достаточно узко направленное на одну цель: доказать наличие или отсутствие связи между событием, человеком и предметом, и произошедшими событиями, открытиями. Здесь в ход идут трактовки исторических и научных законов, собственного опыта и различных фактов. Причем иногда это рассуждение о причинно-следственной связи носит настолько субъективный взгляд, что результатом становится, не связанная с общими известными фактами, работа
Определение – тоже узкий вид, предполагающий, что в работе будет дано авторское понимание значения или наполнения термина, факта, понятия и прочего. Причем могут использоваться, как редкие и сложные слова, так и повседневно употребляемые, и прозрачные. Целью может стать как желание поделиться авторской позицией, с использование личного опыта, так и заявка на новое прочтение.
Иллюстрация – короткий и внешне простой вид, цель которого словами описать то, что видит читатель или слушатель на картине, фото или видео. От стандартной, иллюстрация – эссе отличается не только авторским видением, но и желанием обратить внимание, обращением к аудитории и приглашением к беседе.
Сравнение – это эссе с прямым обращением к двум или нескольким разным точкам зрения, вопросам и позициям с целью выбора того какая подходит автору или же приглашение читателя вступить в дискуссию. Иногда сравнивается сам автор и его позиция с известными, реальными или художественными персонажами. Иногда берется в противники нечто глобальное – народ, общество, социальный класс, общественная группа.

и 7. Комментарий к выделенной проблеме — самое важное!

За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:

  • Цитаты.
  • Истории.
  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.

Как писать комментарий

Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор

Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию

2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
Пояснение к примерам-иллюстрациям

Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
Соответствие заявленной проблеме.
Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Слова, которые помогут начать комментарий (клише)

Автор считает (что?)
Автор отмечает важность (чего?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор размышляет (о чём?)
Автор обращает внимание на (что?)
Автор подчеркивает (что?)
Автор раскрывает проблему на примере
Автор делает акцент на том, что

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

↑ Клише для вывода (заключения)

Таким образом, можно сделать вывод, что…В заключение хотелось бы сказать, что…В заключение хочется выразить надежду на то, что …Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришла к следующему выводу: Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: …Таким образом, на примере этой темы мы увидели…В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что …Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: …Таким образом, мы доказали, что …Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …

  • Теория ЕГЭ по русскому языку 
  • Все о сочинении ЕГЭ по русскому языку 
  • Шаблоны для написания сочинения ЕГЭ 

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector