5 критериев оценивания итогового сочинения 2022 от фипи

Содержание:

и 7. Комментарий к выделенной проблеме — самое важное!

За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:

  • Цитаты.
  • Истории.
  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.

Как писать комментарий

Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор

Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию

2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
Пояснение к примерам-иллюстрациям

Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
Соответствие заявленной проблеме.
Фактическая точность. Если при написании комментария допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.

Слова, которые помогут начать комментарий (клише)

Автор считает (что?)
Автор отмечает важность (чего?)
Автор рассказывает (о чём?)
Автор размышляет (о чём?)
Автор обращает внимание на (что?)
Автор подчеркивает (что?)
Автор раскрывает проблему на примере
Автор делает акцент на том, что

Подготовка

Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.

Теория

Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:

  1. Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
  2. Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
  3. Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
  4. Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
  5. Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
  6. Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
  7. Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
  8. Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.

План сочинения

План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

  • Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
  • Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
  • Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
  • Краткое описание позиции автора текста.
  • Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
  • Подвести итог сочинения, а не исходного текста.

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут. 

Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!

Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.

Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.

Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  • Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
  • Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
  • Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
  • Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт… Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба… «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя… Для формулировки проблемы Можно понять, что автора глубоко волнует тема… Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор… Проблема, рассматриваемая автором, заключается… Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор… Для комментариев Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о…

никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)… Для отражения авторской позиции Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко… Автору удалось убедить читателя в том, что… В произведении доказана мысль о… Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя… Для выражения собственного мнения Я вполне согласен с точкой зрения автора… Не могу полностью разделить мнение автора… Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу… Мне близка позиция повествующего… Для аргументов Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира… Для вывода После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Решай задание 27 по русскому языку.

Смотри также:

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Шаблон сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
  • Критерии оценивания сочинения

Апелляция

Экзаменуемые имеют право оспорить результаты экспертной проверки. Если вы (и ваш педагог) твердо уверены, что работа достойна более высоких оценок, можно попробовать доказать это апелляционной комиссии.

Алгоритм подачи апелляции должен быть следующим:

Выпускник подает жалобу на имя директора школы (письменно в 2-х экземплярах). Директор незамедлительно передает ее на рассмотрение в КК (конфликтную комиссию). Конфликтная комиссия устанавливает дату рассмотрения апелляции (4 дня с момента поступления жалобы) и ставит родителей апеллянта в известность. В установленный день участник ЕГЭ и его доверенные лица (родители или педагог) приходят на заседание КК, где эксперты аргументируют свою оценку, сопоставляя работу и критерии оценивания сочинения 2021 года. На рассмотрение отводят 20 минут. Комиссия принимает окончательное решение – отклонить апелляцию или изменить баллы.

Важно! Помните, что по результатам рассмотрения работы КК баллы могут быть изменены как в большую, так и в меньшую сторону. Более подробно о том, когда и как можно подать апелляцию, а также что ожидать на заседании конфликтной комиссии смотрите в данном видео:

Более подробно о том, когда и как можно подать апелляцию, а также что ожидать на заседании конфликтной комиссии смотрите в данном видео:

Обратите внимание, что критерии сочинения по русскому языку требуют от выпускника в 2021 не только сформулировать проблему (или проблемы) с опорой на данный в КИМе текст, а и привести минимум 2 иллюстрации с пояснениями. На экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить 27 заданий, среди которых:

На экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить 27 заданий, среди которых:

  • 26 тестовых заданий с кратким ответом; 1 задание с развернутым ответом – сочинение по прочитанному тексту.

Важно! Не стоит путать сочинение, которое предстоит писать на ЕГЭ по русскому языку с итоговым сочинением-рассуждением, которое выпускники будут писать уже в декабре 2020 года. Формат и система оценивания этих двух работ существенно отличается

В данном материале пойдет речь именно о том, какие критерии определены в 2021 году для оценивнаия сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Подробнее о том, как оценивают декабрьское сочинение-рассуждение, читайте в статье «Итоговое сочинение по литературе в 2021 году: темы, направления»

Формат и система оценивания этих двух работ существенно отличается. В данном материале пойдет речь именно о том, какие критерии определены в 2021 году для оценивнаия сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Подробнее о том, как оценивают декабрьское сочинение-рассуждение, читайте в статье «Итоговое сочинение по литературе в 2021 году: темы, направления».

На протяжении многих лет больше всего переживаний выпускников связаны именно с заданием №27, в котором требуется написать сочинение, сформулировав проблему, поставленную автором в предложенном тексте.

На выполнение всех заданий отводится 210 минут (3,5 часа), из которых на сочинение эксперты рекомендуют выделить не менее 70 минут (1 час 10 мин.), иначе вы просто можете не успеть перенести в бланк ответов текст, написанный на черновике.

  • содержание; речевое оформление; грамотность.

Содержание (К1-К4)

Третий критерий дает только 1 балл за наличие в тексте личной позиции автора и его отношения к описанной в сочинении проблеме.

10.12.2018 23:27:51

2018-12-10 23:27:51

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ 2021 от ФИПИ

Ниже приведены критерии оценки сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку на 2021 год. В новой демоверсии по русскому языку 2021 были изменены критерии оценивания. Максимум за сочинение можно получить 25 баллов.

Критерий 2 – использование аргументов из литературы

Данный критерий также дает два балла. Получить их можно, приведя аргументы из различных литературных источников: романов, повестей, рассказов, публицистической литературы, дневников, мемуаров, произведений устного народного творчества и др. При этом, произведение, которое приводится в качестве доказательств, должно быть тематически сходно с самой работой. В работе может быть допущено не более одной фактической ошибки (неверное указание автора, названия произведения, имен литературных героев, фактов, описанных в произведении).

При наличии абстрактных высказываний относительно текста, не вполне уместного обращения к произведению, простого пересказа или 2-4 фактических ошибок данный критерий принесет лишь 1 балл.

Если же в работе нет примеров из литературы или сюжет произведения передан неверно, произведение лишь упоминается без необходимого анализа, автор более 5 раз указывает неверные факты из произведения, по второму критерию выпускник не получит ни одного балла.

Критерий 1- соответствие теме

За этот критерий можно получить максимум 2 балла. Это возможно, если в работе прослеживается замысел, раскрывается тема сочинения и прослеживается верный путь рассуждения по предложенной проблемой или ответа на проблемный вопрос. Убедительность выпускника играет большую роль в данном критерии.

Если же выпускник поверхностно рассуждает над предложенной темой, или приводит рассуждение на близкую тему, то по первому критерию выставляется 1 балл.

Отсутствие в работе доказанного тезиса, приведенного в соответствии с названной темой, лишает выпускников всех баллов по первому критерию.

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста — 5 баллов

5 баллов

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

4 балла

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними

ИЛИ

Выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. При этом фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3 балла

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь между примерами не выявил

ИЛИ

экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему

ИЛИ

привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. При этом указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2 балла

Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена

1 балл

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение

0 баллов

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены

ИЛИ

проблема прокомментирована без опоры на исходный текст

ИЛИ

в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста

ИЛИ

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема

ИЛИ

вместо комментария дан простой пересказ текста

ИЛИ

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

Пояснения по каждому из критериев

Ошибки по критерию К1 (формулировка проблем исходного текста)

1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного: выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие мысли, раскрывать соотношение и внутреннюю связь отдельных частей, их функцию в структуре целого. Текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчиненное реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых сигналов. Аналогичным образом человек воспринимает иностранную речь, в по-токе которой изредка попадаются знакомые слова, и слушающему кажется, что именно в них заключено главное содержание сообщения.

2. Ошибки, связанные с неумением на операционном уровне реализовать то или иное знание, т. е. с отсутствием инструментальных навыков. Ученик знает, «что» написать, но не знает, «как» написать. Ошибки этого типа зачастую вызваны либо не вполне грамотным педагогическим руководством со стороны преподавателя, либо неверной реализацией тех или иных методи-ческих рекомендаций, либо неотработанностью исполнительских действий. Эти ошибки возможны нескольких типов.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный им в тексте вопрос).

К5. Смысловая цельность и композиционная стройность

Типичными ошибками в абзацном членении являются:

1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста.

К6. Точность и выразительность речи

При оценке сочинения учитывается не только правильность речи, но и такие ее качества, как точность и выразительность. Эти характеристики речи в значительной мере определяют качество передачи содержания высказывания, так как ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может только человек, свободно и хорошо владеющий речью.

К7–К10. Грамотность

Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок и недочетов, допущенных учащимся в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов (см. Таблицу критериев). Практика проведения экзаменационного тестирования показала, что при проверке и оценке задания с развернутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определенные затруднения при квалификации ошибок в письменной речи учащихся.

К11. Соблюдение этических норм

При проверке результатов единого государственного экзамена иногда встречаются работы экзаменуемых, которые вызывают недоумение и некоторые затруднения проверяющих при оценивании, поскольку в этих сочинениях встречается особый вид ошибки – этическая ошибка. Так, встречаются работы, в которых фиксируются высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявляющие речевую агрессию, изобилующие жаргонными словами и оборотами.

Этическая ошибка1 связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк» и др.).

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

В работе, оцененной по этому критерию в 0 баллов, могут встречаться ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»);

– приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

2. Правописание слов с приставками пол-, полу-

Слова с приставкой полу— всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-

  1. Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
  2. В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона

3. Правописание наречий

Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.

Через дефис пишутся прилагательные:

  • обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
  • образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
  • обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
  • первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный

Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.

между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)

Слитно пишутся прилагательные:

  • образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
  • образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
  • образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.

Через дефис пишутся существительные:

  • образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
  • обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
  • обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
  • первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан

6. Правописание производных предлогов.

Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:

  • если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
  • если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки

Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).

8. Правописание союзов

Раздельно пишутся:

  • союз то есть
  • составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

Слитно пишутся:

союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.

Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.

союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.

Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.

союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.

Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку

  • Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.

Требования к итоговому сочинению

Первое требование — это количество слов.

В методических рекомендациях обозначен примерный объем — 350 слов. Однако обучающийся может написать сочинение и меньшего объема, все зависит от словарного запаса и умения четко формулировать мысли. Кто-то умеет говорить кратко и существенно, а кому-то нужно больше слов, чтобы выразить те же мысли. Советуем писать меньше слов: в таком случае будет допущено меньше ошибок. Умение компактно выражать мысли пригодится при подготовке к сочинению по прочитанному тексту из ЕГЭ. Однако следует помнить, что если в работе менее 250 слов, то она будет считаться невыполненной и не будет проверяться по основным критериям.

Второе требование — самостоятельность работы.

Сочинение должно быть авторским, т. е. написано самим учеником. Допускается использование цитат, но на них должны быть ссылки: указание того, кому принадлежат слова. Использование сочинения другого лица или скопированный из интернета материал считается плагиатом. Поэтому необходимо понимать, что выучить написанное кем-то сочинение и присвоить ему свое имя невозможно. Такая работа не будет оценена по критериям.Соблюдение данных требований делает работу допущенной к проверке по критериям. Теперь расскажем о критериях. Их всего пять: соответствие теме, аргументация, композиция, качество речи и грамотность. По каждому критерию выставляется 1 балл. Максимальное количество баллов за работу — 5.

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) документ от ФИПИ

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Важно знать:

  1. Критерии №1 и № 2 являются основными.
  2. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
  3. При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  4. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  5. На всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  6. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  7. Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
  • Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий №5 «Грамотность»
  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительная информация по итоговому сочинению:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Клише для итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector