Главные формулы для егэ по профильной математике
Содержание:
- Оптика
- Бесплатно
- План успешной подготовки к ЕГЭ по математике 2022
- Основные формулы для профильного ЕГЭ
- Обратные тригонометрические функции и простейшие тригонометрические уравнения
- Формулы для базового ЕГЭ-2022 по математике
- Молекулярная физика и термодинамика
- Тригонометрия
- Геометрия в пространстве (стереометрия)
- Теория к заданию 4 из ЕГЭ по математике (профильной)
- Противоположные события
- Независимые события
- Несовместные события
- Совместные события
- Несовместные события
- Механика
- Метод группировки
- Геометрия на плоскости (планиметрия)
- Задача №17, экономическая
Оптика
Прохождение границы двух сред:
Закон отражения: | `alpha=gamma` | |
Показатель преломления: | `n=c/v` | |
Закон преломления: | `sinalpha/sinbeta=n_2/n_1` | |
`nu_1=nu_2` | ||
`n_1lambda_1=n_2lambda_2` |
Линзы:
Оптическая сила линзы: | `D=1/F` | где F — фокусное расстояние |
Формула тонкой линзы: | `1/F=1/d+1/f` | где d — расстояние от линзы до предмета, f — от линзы до изображения |
Каждое слагаемое может входить в формулу со знаком плюс или минус:`+1/F` для собирающей линзы`-1/F` для рассеивающей линзы `+1/d` для действительного предмета`-1/d` для мнимого предмета (построенного другой оптической системой)`+1/f` для действительного изображения`-1/f` для мнимого изображения |
||
Линейное увеличение: | `Г=h/H=f/d` | где H — высота предмета, h — высота изображения |
Волновая оптика:
Условие максимумов интерференции: | `Deltad=klambda, kinZZ` |
Условие минимумов интерференции: | `Deltad=(2k+1)lambda/2, kinZZ` |
Формула дифракционной решётки: | `dsinvarphi=klambda, kinZZ` |
Бесплатно
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
Платформа бесплатного тестирования уровня подготовки школьников к ЕГЭ по математике базового и профильного уровней — на основе реальных заданий от ФИПИ 2021.
Первая часть экзамена будет проверена сразу после сдачи и ты увидишь свои результаты незамедлительно. Также ты сможешь получить детальный разбор ошибок в письменных заданиях от экспертов ЕГЭ.
А по итогу ты сможешь сопоставить свои результаты с проходными баллами в ВУЗы и выбрать, куда поступать.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
Каждый видеоурок состоит из двух основных частей: простое изложение самой важной и необходимой теории по заданной теме и решения основных задач ЕГЭ
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
Для вашего удобства на сайте собрано все, что может потребоваться для подготовки к экзамену по математике:
- Демоверсии и КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
- Теория и практика по каждому типу задания
- Официальная информация и новости
Весь теоретический материал по математике разделен на вопросы из ЕГЭ и собран в файлы. Просто выбирайте интересующую тему (вопрос, раздел), открывайте лист и повторяйте (или учите, если забыли).
Информация изложена кратко, но просто и понятно. Схематическая подача поможет все быстро запомнить.
В практическом разделе собраны готовые решения самых сложных тестов. Просто выбирайте задание и смотрите подробный план решений задач того или иного типа.
Для удобства разбора листы разделены на 2 части. В первой — только сами задачи, которые можно решать самостоятельно. Во второй части — те же задачи, но с расписанным решением.
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru
Здесь регулярно выкладывают тренировочные варианты ЕГЭ по математике базового и профильного уровней. Каждый месяц — новый вариант. По окончании тестирования система проверит ваши ответы, покажет правильные решения и выставит оценку.
Чтобы тренироваться по определённым темам, вы можете составить свой вариант — по конкретным разделам задачного каталога.
Также на сайт размещен курс из 100 занятий «Д. Д. Гущин. Готовимся к ЕГЭ по профильной математике«. В нем рассмотрены все экзаменационные темы, дано большое количество заданий из школьной математики, материалов ЕГЭ, математических олимпиад и вузовских вступительных испытаний.
Занятия включают в себя конспекты, видеоуроки с разбором простых и сложных случаев, упражнения для мгновенной самопроверки и варианты для самостоятельной работы.
Для начала нужно авторизоваться на сайте и пройти входное тестирование, чтобы был построен ваш индивидуальный образовательный маршрут.
«Математика ЕГЭ 100БАЛЛОВ»
Сайт: https://vk.com
Страница для самоподготовки к ЕГЭ по математике волонтерского некоммерческого проекта. Ежедневно размещаются различные задания и полезные материалы для подготовки к экзамену по математике.
Есть теория в картинках, видеоуроки по отдельным темам, практические задания и пробные варианты ЕГЭ.
«Математикс»
Сайт: https://www.youtube.com
Канал создан в помощь тем, кто готовится к ЕГЭ по математике.
Здесь вы найдете плейлисты, посвященные следующим темам:
- Уравнениям и Неравенствам №13 и №15 ЕГЭ
- Задачам ЕГЭ №17 №18 №19
- Стереометрии и Планиметрии №14 и №16 ЕГЭ
- Высшей Математике (Теория с примерами)
- Разборам задач из вариантов Ларина
- Разборам вариантов СтатГрад
«ЕГЭ и ОГЭ на 80-ballov. Годограф»
Сайт: https://www.youtube.com
На ютуб-канале выложены короткие видеоуроки по основным темам подготовки «ЕГЭ по Математике 2021 80 баллов». Всего в плейлисте 261 видео. Для бесплатного просмотра открыто примерно 20% полного курса.
Полный курс, включающий в себя не только видеоматериал, доступен по платной подписке на сайте проекта 80-ballov.ru. Можно сначала оценить качество материала и подачи и, при необходимости, оплатить полный доступ.
Канал Бориса Трушина
Сайт: https://www.youtube.com
Личный канал преподавателя математики онлайн-школы «Фоксфорд».
Здесь вы найдете короткие и ёмкие видеоуроки по следующим темам:
- Задания 1-12. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень
- Задания 13-19. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень
- Разборы вариантов ЕГЭ
- Подборки по темам: Квадратный трёхчлен, Планиметрия, Неравенства, Теория вероятностей, Тригонометрия, Теория чисел и др.
План успешной подготовки к ЕГЭ по математике 2022
Если вы хотите получить больше 80 баллов на ЕГЭ, нужно идеально решать часть с кратким ответом, а также справляться с большинством заданий с развернутым ответом.
Чтобы постепенно прорабатывать материал, воспользуйтесь кодификатором
В нем обратите внимание на таблицу 2, а именно на блоки:
- Алгебра
- Уравнения и неравенства
- Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
- Функции
- Начала математического анализа
- Геометрия
Ориентируйтесь на указанную последовательность, но геометрию изучайте параллельно с остальными блоками — на нее нужно больше времени.
Самое главное — ни в коем случае не ограничивайтесь теорией. Ее у вас не спросят на экзамене, а вот задания решать придется. Поэтому тренируйте практические навыки: актуальные задания вы сможете найти в открытом банке заданий на сайте ФИПИ или в нашем тренажере «Решутест».
Основные формулы для профильного ЕГЭ
Выпускники, планирующие сдавать профиль, ставятся в более жесткие условия, чем те, кто выбрал базовый уровень. Учитывая то, что они видят перспективу своего дальнейшего обучения по направлениям, тесно или напрямую связанным с математикой, к их знаниям предъявляются повышенные требования. В частности, на официальные справочные материалы особенно рассчитывать не приходится. Все, что в них есть, это 5 тригонометрических тождеств.
Основываясь на данных, опубликованных на сайте ФИПИ, с большой долей вероятности потребуется знание следующих формул для сдачи ЕГЭ по профильной математике:
- правила сокращенного умножения;
- арифметическая и геометрическая прогрессии;
- основы вероятностной теории;
- свойства степеней и логарифмов;
- азы тригонометрии (формулы двойного угла, суммы и разности аргументов; алгоритм преобразования разности и суммы в произведение; обратные функции);
- производная (правила дифференцирования, элементарнее функции и уравнение касательной);
- первообразная;
- двухмерная планиметрия;
- правила нахождения площадей геометрических фигур;
- трехмерная стереометрия.
Опытные учителя и репетиторы собрали все формулы по математике, которые приходилось использовать на ЕГЭ в последние три года:
- ЕГЭ по математике – формулы для алгебры и начал анализа
- Формулы ЕГЭ – математика, раздел геометрия
Материалы для скачивания – в формате pdf.
Выученные назубок формулы к ЕГЭ по математике – это только часть пути к успешной сдаче, надо еще научиться правильно применять их. Хорошую практику даст решение сложных задач.
Обратные тригонометрические функции и простейшие тригонометрические уравнения
Арккосинус
Если, $|а|≤1$, то $arccos а$ – это такое число из отрезка $$, косинус которого равен $а$.
Если, $|а|≤1$, то $arccos а = t ⇔ \{\table \cos (t)=a; \0≤t≤π;$
$arcos(-a) = π-arccosa$, где $0≤а≤1$
Уравнение вида $cos t=a$, eсли, $|а|≤1$, имеет решение
$t=±arccos a+2πk; k∈Z$
Частные случаи
$cos t =1, t = 2πk;k∈Z$
$cos t = 0, t = {π}/{2}+πk;k∈Z$
$cos t = -1, t=π+2πk;k∈Z$
Найдите наименьший положительный корень уравнения $сos{2πx}/{3}=-{√3}/{2}$
$сos{2πx}/{3}=-{√3}/{2}$
${2πx}/{3}=±arccos(-{√3}/{2})+2πk;kϵZ$
${2πx}/{3}=±(π-arccos{√3}/{2})+2πk;kϵZ$
${2πx}/{3}=±(π-{π}/{6})+2πk;kϵZ$
${2πx}/{3}=±{5π}/{6} +2πk;kϵZ$
Далее избавимся от всех величин, мешающих иксу. Для этого разделим обе части уравнения на ${2π}/{3}$
$x=±{5π·3}/{6·2π} +{2π·3}/{2π}k$
$x=±1,25+3k$
Чтобы найти наименьший положительный корень, подставим вместо $k$ целые значения
$k=0$
$x_1= -1,25$
$x_2=1,25$
$к=1$
$х_1=3-1,25=1,75$
$х_2=3+1,25=4,25$
Нам подходит $1,25$ – это и есть результат
Ответ: $1,25$
Арксинус
Если, $|а|≤1$, то $arcsin a$ – это такое число, из отрезка $[-{π}/{2};{π}/{2}]$, синус которого равен $а$.
Если, $|а|≤1$, то $arcsin a = t ⇔ \{\table \sint=a; \-{π}/{2}≤t≤{π}/{2};$
$arcsin(-a)= — arcsin a$, где $0≤а≤1$
Если, $|а|≤1$, то уравнение $sin t =a$ можно решить и записать двумя способами:
$1. t_1 = arcsin a+2πk;k∈Z$
$t_2 = (π- arcsin a)+ 2πk;k∈Z$
$2. t=(-1)^n arcsin a+πn; n∈Z$
$3.$ Частные случаи
$sin t = 0, t=πk;k∈Z$
$sin t = 1, t={π}/{2}+2πk;k∈Z$
$sin t = -1,t=-{π}/{2}+2πk;k∈Z$
Арктангенс
$arctg a$ — это такое число, из отрезка $[-{π}/{2};{π}/{2}]$, тангенс которого равен $а$.
$arctg a = t ⇔ \{\table \tgt=a; \-{π}/{2}≤t≤{π}/{2};$
$arctg(-a)= — arctg a$
Формулы для базового ЕГЭ-2022 по математике
Формулы сокращённого умножения
`(a + b)^2=a^2 + 2ab + b^2` | |
`(a − b)^2=a^2 − 2ab + b^2` | |
`a^2 − b^2=(a + b)(a − b)` | |
`a^3 + b^3=(a + b)(a^2 − ab + b^2)` | |
`a^3 − b^3=(a − b)(a^2 + ab + b^2)` | |
`(a + b)^3=a^3 + 3a^2b + 3ab^2 + b^3` | Эти две формулы заучивать не обязательно, но желательно |
`(a − b)^3=a^3 − 3a^2b + 3ab^2 − b^3` |
Прогрессии
Геометрическая прогрессия:
`b_n=b_(n-1)*q` |
`b_n=b_1*q^(n-1)` |
`S_n=((q^n-1)*b_1)/(q-1)` |
Бесконечно убывающая: `S=b_1/(1-q)` |
Вероятность
Вероятность события A: | `P(A)=m/n` | m — число благоприятных событийn — общее число событий |
События происходят A и B происходят одновременно | `A*B` | |
Независимые события: | `P(A*B)=P(A)*P(B)` | Когда вероятность одного события (А) не зависит от другого события (B) |
Зависимые события: | `P(A*B)=P(A)*P(B|A)` | `P(B|A)` — вероятность события B при условии, что событие A наступило |
Происходит или событие A, или B | `A+B` | |
Несовместные события: | `P(A+B)=P(A)+P(B)` | Когда невозможно наступление обоих событий одновременно, т.е. `P(A*B)=0` |
Совместные события: | `P(A+B)=P(A)+P(B)-P(A*B)` | Когда оба события могут наступить одновременно |
Свойства степеней
`a^0=1` | `a^1=a` |
`a^(-1)=1/a` | `a^(-n)=1/a^n` |
`a^(1/2)=sqrt(a)` | `a^(1/n)=root(n)(a)` |
`a^m*a^n=a^(m+n)` | `a^m/a^n=a^(m-n)` |
`(a*b)^n=a^n*b^n` | `(a/b)^n=a^n/b^n` |
`(a^m)^n=a^(m*n)` | `a^(m/n)=root(n)(a^m)` |
Свойства логарифмов
`log_ab=c«a^c=b` | Определение логарифма |
`log_a1=0` | |
`log_aa=1` | |
`log_a(b*c)=log_ab+log_ac` | |
`log_a(b/c)=log_ab-log_ac` | |
`log_ab^n=n*log_ab` | |
`log_(a^m)b=1/m*log_ab` | |
`log_ab=1/(log_ba)` | |
`log_ab=(log_cb)/(log_ca)` | |
`a^(log_cb)=b^(log_ca)` | |
`a^(log_ab)=b` |
Геометрия
Планиметрия (2D)
Тригонометрия: | `sinA=a/c` `cosA=b/c` | ||
`text(tg)A=sinA/cosA=a/b` | |||
Теорема косинусов: | `c^2=a^2+b^2-2ab*cosC` | ||
Теорема синусов: | `a/sinA=b/sinB=c/sinC=2R` | где R — радиус описанной окружности | |
Уравнение окружности: | `(x-x_0)^2+(y-y_0)^2=R^2` | где `(x_0;y_0)` — координаты центра окружности | |
Соотношение вписанного и центрального углов: | `beta=alpha/2=(uualpha)/2` | ||
Описанная окружность, треугольник: | `R=(abc)/(4S)` | См. также теорему синусов. Центр лежит на пересечении срединных перпендикуляров. | |
Вписанная окружность, треугольник: | `r=S/p` | где p — полупериметр многоугольника. Центр лежит на пересечении биссектрис. | |
Описанная окружность, четырёхугольник: | `alpha+gamma=beta+delta=180^circ` | ||
Вписанная окружность, четырёхугольник: | `a+c=b+d` | ||
Свойство биссектрисы: | `a/x=b/y` | ||
Теорема о пересекающихся хордах: | `AM*BM=CM*DM` | Эти теоремы необходимо уметь выводить | |
Теорема об угле между касательной и хордой: | `alpha=1/2uuAB` | ||
Теорема о касательной и секущей: | `CM^2=AM*BM` | ||
Теорема об отрезках касательных: | `AB=AC` |
Площади фигур:
Окружность: | `S=pir^2` | |
Треугольник: | `S=1/2ah` | |
Параллелограмм: | `S=ah` | |
Четырёхугольник: | `S=1/2d_1d_2sinvarphi` | У ромба `varphi=90^@` |
Трапеция: | `S=(a+b)/2*h` |
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярная физика
Средняя кинетическая энергия молекул | `bar E_к=3/2kT` | Здесь и далее рассматриваем только идеальный одноатомный газ |
Давление газа: | `p=nkT` | |
Уравнение Менделеева-Клайперона: | `pV=nuRT` | |
Количество вещества в молях: | `nu=m/M=N/N_A` | M — молярная масса, берём её из таблицы Менделеева, не забываем переводить в кг/моль |
Внутренняя энергия: | `U=3/2nuRT` | |
Закон Дальтона для смеси: | `p=p_1+p_2+…` | |
Относительная влажность: | `varphi=p_(парц)/p_(насыщ)=rho_(парц)/rho_(насыщ)` | См. также таблицу давления и плотности насыщенного водяного пара |
Уравнение теплобаланса: | `Q_1+Q_2+Q_3+…=0` | `Q>0` в процессах, где теплота выделяется, и `Q |
Термодинамика
`Q=cmDeltaT` | где `с` — удельная теплоёмкость |
`Q=lambdam` | где `lambda` — удельная теплота плавления |
`Q=rm` | где `r` — удельная теплота парообразования |
`Q=qm` | где `q` — удельная теплота сгорания |
Первое начало термодинамики: | `Q=DeltaU+A` | |
Работа газа в любом термодинамическом процессе — это площадь под pV-графиком | `A=int_1^2pdV`(формулу запоминать не обязательно) | |
Работа в изобарном процессе: | `A=p*DeltaV` | |
Работа газа всегда связана с изменением объёма: | `Vuarr rArr A>0«Vdarr rArr A`V=const rArr A=0` | |
Работа внешних сил над газом: | `A_(внеш.сил)=-A_(газа)` | |
КПД: | `eta=A_(цикл)/Q_н=(Q_н-Q_х)/Q_н` | |
Машина Карно: | `eta=(T_н-T_х)/T_н` |
Тригонометрия
Пусть имеется прямоугольный треугольник:
Тогда, определение синуса:
Определение косинуса:
Определение тангенса:
Определение котангенса:
Основное тригонометрическое тождество:
Простейшие следствия из основного тригонометрического тождества:
Синус двойного угла:
Косинус двойного угла:
Тангенс двойного угла:
Котангенс двойного угла:
Тригонометрические формулы сложения
Синус суммы:
Синус разности:
Косинус суммы:
Косинус разности:
Тангенс суммы:
Тангенс разности:
Котангенс суммы:
Котангенс разности:
Тригонометрические формулы преобразования суммы в произведение
Сумма синусов:
Разность синусов:
Сумма косинусов:
Разность косинусов:
Сумма тангенсов:
Разность тангенсов:
Сумма котангенсов:
Разность котангенсов:
Произведение синусов:
Произведение синуса и косинуса:
Произведение косинусов:
Формулы понижения степени
Формула понижения степени для синуса:
Формула понижения степени для косинуса:
Формула понижения степени для тангенса:
Формула понижения степени для котангенса:
Формула половинного угла для тангенса:
Формула половинного угла для котангенса:
Формулы приведения задаются в виде таблицы:
Геометрия в пространстве (стереометрия)
Главная диагональ куба:
Объем куба:
Объём прямоугольного параллелепипеда:
Главная диагональ прямоугольного параллелепипеда (эту формулу также можно назвать: «трёхмерная Теорема Пифагора»):
Объём призмы:
Площадь боковой поверхности прямой призмы (P – периметр основания, l – боковое ребро, в данном случае равное высоте h):
Объём кругового цилиндра:
Площадь боковой поверхности прямого кругового цилиндра:
Объём пирамиды:
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды (P – периметр основания, l – апофема, т.е. высота боковой грани):
Объем кругового конуса:
Площадь боковой поверхности прямого кругового конуса:
Длина образующей прямого кругового конуса:
Объём шара:
Площадь поверхности шара (или, другими словами, площадь сферы):
Теория к заданию 4 из ЕГЭ по математике (профильной)
Вероятностью события $А$ называется отношение числа благоприятных для $А$ исходов к числу всех
равновозможных исходов
$P(A)={m}/{n}$, где $n$ – общее количество возможных исходов, а $m$ – количество исходов, благоприятствующих событию
$А$.
Вероятность события — это число из отрезка $$
В фирме такси в наличии $50$ легковых автомобилей. $35$ из них чёрные, остальные — жёлтые.
Найдите вероятность того, что на случайный вызов приедет машина жёлтого цвета.
Решение:
Найдем количество желтых автомобилей:
$50-35=15$
Всего имеется $50$ автомобилей, то есть на вызов приедет одна из пятидесяти. Желтых автомобилей $15$,
следовательно, вероятность приезда именно желтого автомобиля равна ${15}/{50}={3}/{10}=0,3$
Ответ:$0,3$
Противоположные события
Два события называются противоположными, если в данном испытании они несовместимы и одно из них обязательно
происходит. Вероятности противоположных событий в сумме дают 1.Событие, противоположное событию $А$, записывают
${(А)}{-}$.
$Р(А)+Р{(А)}{-}=1$
Независимые события
Два события $А$ и $В$ называются независимыми, если вероятность появления каждого из них не зависит от того,
появилось другое событие или нет. В противном случае события называются зависимыми.
Вероятность произведения двух независимых событий $A$ и $B$ равна произведению этих
вероятностей:
$Р(А·В)=Р(А)·Р(В)$
Иван Иванович купил два различных лотерейных билета. Вероятность того, что выиграет первый
лотерейный билет, равна $0,15$. Вероятность того, что выиграет второй лотерейный билет, равна $0,12$. Иван Иванович
участвует в обоих розыгрышах. Считая, что розыгрыши проводятся независимо друг от друга, найдите вероятность того,
что Иван Иванович выиграет в обоих розыгрышах.
Решения:
Вероятность $Р(А)$ — выиграет первый билет.
Вероятность $Р(В)$ — выиграет второй билет.
События $А$ и $В$ – это независимые события. То есть, чтобы найти вероятность того, что они произойдут оба
события, нужно найти произведение вероятностей
$Р(А·В)=Р(А)·Р(В)$
$Р=0,15·0,12=0,018$
Ответ: $0,018$
Несовместные события
Два события $А$ и $В$ называют несовместными, если отсутствуют исходы, благоприятствующие одновременно как событию
$А$, так и событию $В$. (События, которые не могут произойти одновременно)
Вероятность суммы двух несовместных событий $A$ и $B$ равна сумме вероятностей этих
событий:
$Р(А+В)=Р(А)+Р(В)$
На экзамене по алгебре школьнику достается один вопрос их всех экзаменационных. Вероятность
того, что это вопрос на тему «Квадратные уравнения», равна $0,3$. Вероятность того, что это вопрос на тему
«Иррациональные уравнения», равна $0,18$. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите
вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.
Решение:
Данные события называются несовместные, так как школьнику достанется вопрос ЛИБО по теме «Квадратные уравнения»,
ЛИБО по теме «Иррациональные уравнения». Одновременно темы не могут попасться. Вероятность суммы двух
несовместных событий $A$ и $B$ равна сумме вероятностей этих событий:
$Р(А+В)=Р(А)+Р(В)$
$Р = 0,3+0,18=0,48$
Ответ: $0,48$
Совместные события
Два события называются совместными, если появление одного из них не исключает появление другого в одном и том же
испытании. В противном случае события называются несовместными.
Вероятность суммы двух совместных событий $A$ и $B$ равна сумме вероятностей этих событий минус
вероятность их произведения:
$Р(А+В)=Р(А)+Р(В)-Р(А·В)$
В холле кинотеатра два одинаковых автомата продают кофе. Вероятность того, что к концу дня в автомате закончится
кофе, равна $0,6$. Вероятность того, что кофе закончится в обоих автоматах, равна $0,32$. Найдите вероятность того,
что к концу дня кофе закончится хотя бы в одном из автоматов.
Решение:
Обозначим события, пусть:
$А$ = кофе закончится в первом автомате,
$В$ = кофе закончится во втором автомате.
Тогда,
$A·B =$ кофе закончится в обоих автоматах,
$A + B =$ кофе закончится хотя бы в одном автомате.
По условию, $P(A) = P(B) = 0,6; P(A·B) = 0,32$.
События $A$ и $B$ совместные, вероятность суммы двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий,
уменьшенной на вероятность их произведения:
$P(A + B) = P(A) + P(B) − P(A·B) = 0,6 + 0,6 − 0,32 = 0,88$
Ответ: $0,88$
Несовместные события
Два события $А$ и $В$ называют несовместными, если отсутствуют исходы, благоприятствующие одновременно как событию
$А$, так и событию $В$. (События, которые не могут произойти одновременно)
Вероятность суммы двух несовместных событий $A$ и $B$ равна сумме вероятностей этих
событий:
$Р(А+В)=Р(А)+Р(В)$
На экзамене по алгебре школьнику достается один вопрос их всех экзаменационных. Вероятность
того, что это вопрос на тему «Квадратные уравнения», равна $0,3$. Вероятность того, что это вопрос на тему
«Иррациональные уравнения», равна $0,18$. Вопросов, которые одновременно относятся к этим двум темам, нет. Найдите
вероятность того, что на экзамене школьнику достанется вопрос по одной из этих двух тем.
Решение:
Данные события называются несовместные, так как школьнику достанется вопрос ЛИБО по теме «Квадратные уравнения»,
ЛИБО по теме «Иррациональные уравнения». Одновременно темы не могут попасться. Вероятность суммы двух
несовместных событий $A$ и $B$ равна сумме вероятностей этих событий:
$Р(А+В)=Р(А)+Р(В)$
$Р = 0,3+0,18=0,48$
Ответ: $0,48$
Механика
Кинематика
Равноускоренное движение: | ||
Ускорение: | `a=(v-v_0)/t` | |
Скорость: | `v=v_0+at` | |
Путь, пройденный телом: | `S=v_0t+(at^2)/2` | Три варианта формулы |
`S=(v^2-v_0^2)/(2a)` | ||
`S=(v+v_0)/2t` | ||
`v(t)=S'(t)` | ||
`a(t)=v'(t)=S»(t)` |
Тело брошено под углом к горизонту: | ||
Горизонтальная проекция скорости: | `v_x=v_0*cosalpha=const` | Горизонтальная скорость постоянна |
Вертикальная проекция скорости: | `v_y=v_0*sinalpha` | Вертикальная скорость меняется с ускорением `g` |
Движение по окружности: | |
Центростремительное ускорение: | `a_(цс)=v^2/R=omega^2R` |
Угловая скорость: | `omega=(Deltavarphi)/(Deltat)=(2pi)/T=2pinu` |
Связь линейной и угловой скоростей: | `v=omegaR` |
Динамика
Плотность: | `rho=m/V` | |
Второй закон Ньютона: | `vec F=mvec a` | где `vec F` — равнодействующая всех приложенных сил |
Гравитационное притяжение: | `F=G(m_1m_2)/R^2` | |
1-я космическая скорость: | `v_I=sqrt(gR)=sqrt((GM)/R)` | |
2-я космическая скорость: | `v_(II)=sqrt(2)*v_I` | |
Закон Гука: | `F=-kx` | |
Сила трения: | `F_(тр)=muN` | |
Давление: | `p=F/S` |
Статика
Момент силы: | `M=F*l` | |
Условие равновесия: | `{(M_1+M_2+…=0),(vec F_1+vec F_2+…=0):}` | Моменты «по часовой стрелке» берём со знаком плюс, моменты «против часовой» берём с минусом |
Правило рычага: | `F_1*l_1=F_2*l_2` | это частный случай условия равновесия |
Давление жидкости: | `p=rhogh` | |
Сила Архимеда: | `F_A=rho_жgV_т` |
Импульс и энергия
Импульс: | `vec p=mvec v` |
Изменение импульса: | `Deltavec p=vec FDeltat` |
Работа силы: | `A=F*l*cosalpha` |
Мощность: | `P=A/t` |
КПД: | `eta=A_(полезная)/A_(затраченная)` |
Кинетическая энергия: | `E_к=(mv^2)/2` |
Потенциальная энергия тяжести: | `E_п=mgh` |
Потенциальная энергия пружины: | `E_п=(kx^2)/2` |
Механические колебания и волны
`x(t)=Asin(omegat+varphi_0)` | |
`v(t)=x'(t)=Aomegacos(omegat+varphi_0)` | |
`a(t)=v'(t)=-Aomega^2sin(omegat+varphi_0)` | |
Период колебаний: | `T=1/nu=(2pi)/omega` |
Период математического маятника: | `T=2pisqrt(l/g)` |
Период пружинного маятника: | `T=2pisqrt(m/k)` |
Скорость волны: | `v=lambdanu` |
Метод группировки
Методом группировки удобно пользоваться, когда на множители необходимо разложить многочлен с четным количеством слагаемых. В данном способе необходимо собрать слагаемые по группам и вынести из каждой группы общий множитель за скобку. У нескольких групп после вынесения в скобках должны получиться одинаковые выражения, далее эту скобку как общий множитель выносим вперед и умножаем на скобку полученного частного.
Пример:
Разложить многочлен на множители $2a^3-a^2+4a-2$
Решение:
Для разложения данного многочлена применим метод группировки слагаемых, для этого сгруппируем первые два и последние два слагаемых, при этом важно правильно поставить знак перед второй группировкой, мы поставим знак + и поэтому в скобках запишем слагаемые со своими знаками. $2a^3-a^2+4a-2=(2a^3-a^2)+(4a-2)$
$2a^3-a^2+4a-2=(2a^3-a^2)+(4a-2)$
Далее из каждой группы вынесем общий множитель
$(2a^3-a^2)+(4a-2)=a^2(2a-1)+2(2a-1)$
После вынесения общих множителей получили пару одинаковых скобок. Теперь данную скобку выносим как общий множитель.
$a^2(2a-1)+2(2a-1)=(2a-1)(a^2+2)$
Произведение данных скобок — это конечный результат разложения на множители.
Геометрия на плоскости (планиметрия)
Пусть имеется произвольный треугольник:
Тогда, сумма углов треугольника:
Площадь треугольника через две стороны и угол между ними:
Площадь треугольника через сторону и высоту опущенную на неё:
Полупериметр треугольника находится по следующей формуле:
Формула Герона для площади треугольника:
Площадь треугольника через радиус описанной окружности:
Формула медианы:
Свойство биссектрисы:
Формулы биссектрисы:
Основное свойство высот треугольника:
Формула высоты:
Еще одно полезное свойство высот треугольника:
Теорема косинусов:
Теорема синусов:
Радиус окружности, вписанной в правильный треугольник:
Радиус окружности, описанной около правильного треугольника:
Площадь правильного треугольника:
Теорема Пифагора для прямоугольного треугольника (c — гипотенуза, a и b — катеты):
Радиус окружности, вписанной в прямоугольный треугольник:
Радиус окружности, описанной вокруг прямоугольного треугольника:
Площадь прямоугольного треугольника (h — высота опущенная на гипотенузу):
Свойства высоты, опущенной на гипотенузу прямоугольного треугольника:
Длина средней линии трапеции:
Площадь трапеции:
Площадь параллелограмма через сторону и высоту опущенную на неё:
Площадь параллелограмма через две стороны и угол между ними:
Площадь квадрата через длину его стороны:
Площадь квадрата через длину его диагонали:
Площадь ромба (первая формула — через две диагонали, вторая — через длину стороны и угол между сторонами):
Площадь прямоугольника через две смежные стороны:
Площадь произвольного выпуклого четырёхугольника через две диагонали и угол между ними:
Связь площади произвольной фигуры, её полупериметра и радиуса вписанной окружности (очевидно, что формула выполняется только для фигур в которые можно вписать окружность, т.е. в том числе для любых треугольников):
Свойство касательных:
Свойство хорды:
Теорема о пропорциональных отрезках хорд:
Теорема о касательной и секущей:
Теорема о двух секущих:
Теорема о центральном и вписанном углах (величина центрального угла в два раза больше величины вписанного угла, если они опираются на общую дугу):
Свойство вписанных углов (все вписанные углы опирающиеся на общую дугу равны между собой):
Свойство центральных углов и хорд:
Свойство центральных углов и секущих:
Условие, при выполнении которого возможно вписать окружность в четырёхугольник:
Условие, при выполнении которого возможно описать окружность вокруг четырёхугольника:
Сумма углов n-угольника:
Центральный угол правильного n-угольника:
Площадь правильного n-угольника:
Длина окружности:
Длина дуги окружности:
Площадь круга:
Площадь сектора:
Площадь кольца:
Площадь кругового сегмента:
Задача №17, экономическая
Стандартное начало условия:
- 1-го числа каждого месяца долг возрастает на `color(green)(r%)`.
- со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга.
- 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же величину меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.
Основная идея решения:
- каждый месяц (15-го числа) долг должен уменьшаться на одну и ту же величину, т.е. на `1/n` часть изначального долга, т.е. на `color(blue)(S/n)`
- каждый месяц (1-го числа) банк увеличивает остаток долга на `color(green)(r%)`.
- каждый месяц (2-14-го числа) клиент выплачивает начисленные проценты (пункт 2) и ежемесячную часть долга (пункт 1).
Составляем таблицу платежей по месяцам:
Взятие кредита: | |
15 декабря: | Долг = `S` рублей. |
1-й месяц: | |
1 января | Банк начисляет проценты = `color(green)(S*r)` |
Долг = `S + color(green)(S*r)` | |
2-14 января | Платим `color(green)(S*r) + color(blue)(S/n)` |
Долг = « `– [ color(green)(S*r) + color(blue)(S/n) ] = S-color(blue)(S/n) = (n-1)/n*S` | |
2-й месяц: | |
1 февраля | Банк начисляет проценты = `color(green)(obrace((n-1)/n*S)^(«Предыд.долг»)*r)` |
Долг = `(n-1)/n*S+` `color(green)((n-1)/n*S*r)` | |
2-14 февраля | Платим `color(green)((n-1)/n*S*r)+` `color(blue)(S/n)` |
Долг = `[(n-1)/n*S +` `color(green)((n-1)/n*S*r)]–` `[color(green)((n-1)/n*S*r)+` `color(blue)(S/n)]=` `(n-1)/n*S — color(blue)(S/n)=` `(n-2)/n*S` | |
3-й месяц: | |
1 марта | Банк начисляет проценты = `color(green)((n-2)/n*S*r)` |
Долг = `(n-2)/n*S + color(green)((n-2)/n*S*r)` | |
2-14 марта | Платим `color(green)((n-2)/n*S*r) + color(blue)(S/n)` |
Долг = `[(n-2)/n*S + color(green)((n-2)/n*S*r)] – [color(green)((n-2)/n*S*r) + color(blue)(S/n)] = (n-2)/n*S — color(blue)(S/n) = (n-3)/n*S` | |
(n-1)-й месяц: | Остаток долга = `2/n*S` |
1 мартобря | Банк начисляет проценты = `color(green)(2/n*S*r)` |
Долг = `2/n*S + color(green)(2/n*S*r)` | |
2-14 мартобря | Платим `color(green)(2/n*S*r) + color(blue)(S/n)` |
Долг = `[2/n*S + color(green)(2/n*S*r)] – [color(green)(2/n*S*r) + color(blue)(S/n)] = 2/n*S — color(blue)(S/n) = 1/n*S` | |
n-й месяц: | Остаток долга = `1/n*S` |
1 апребря | Банк начисляет проценты = `color(green)(1/n*S*r)` |
Долг = `1/n*S + color(green)(1/n*S*r)` | |
2-14 апребря | Платим `color(green)(1/n*S*r) + color(blue)(S/n)` |
Долг = `[1/n*S + color(green)(1/n*S*r)] – [color(green)(1/n*S*r) + color(blue)(S/n)] = 1/n*S — color(blue)(S/n) = 0` |