Методы исследования дипломной работы

Как описать методы исследования в дипломной работе

В разных проектах используются разные методы исследования, но стоит помнить, что даже студентам гуманитарных ВУЗов в большинстве случаев не удастся избежать практической методологии при подготовке собственной работы.

Чтобы сформулировать использованные при исследованиях методики в письменной части дипломной работы, используйте нижеследующие стандартные конструкции:

  • «В основе данной работы – положения теоретической/практической методологии».
  • «Проект разработан с использованием … методологии».
  • «Методологическую концепцию исследования составили принципы … методологии».
  • «В исследовании использовались нижеследующие методы…»

Также распишите историю изысканий по данной теме, не пренебрегайте историческим контекстом. Описывая способы, применявшиеся при проведении научных исследований, а также вклад других ученых, используйте нижеследующие словесные конструкции:

  • проблематикой … занимались еще …;
  • в … веке были основательно изучены …;
  • существенный вклад в решение вопросов … внес труд …;
  • такой подход свойственен …;
  • связь … с … показана в исследовании;
  • одной из главных проблем в данной сфере можно назвать …;
  • опыты последних лет позволяют говорить о растущей тенденции …;
  • в вопросах … колоссальное значение имеют работы …;
  • попытки изучения … предпринимались еще …;
  • господствующей точкой зрения по вопросу … является …;
  • исторический опыт показывает, что …;
  • в трудах … заметное место занимает вопрос …;
  • изначально изучением данной проблемы занимался … в труде …;
  • … более подробно исследовано в работе …, и так далее.

Занимаясь составлением текста заключения дипломной работы, следует сделать определенный акцент на краткое описание ее структуры, упоминая при этом методы исследований. При этом можно пользоваться нижеследующими оборотами:

  • Положения, освещенные выше, определили структуру проекта, который состоит из вводной части, … разделов, заключения, …
  • Цели, задачи и логика проведенных исследований обусловили структуру работы, состоящей из …
  • Во введении приведена характеристика работы, четко обосновано социальное/практическое значение и актуальность темы, определены задачи и цель, указана использованная методология и реализованные методы исследования, дан общий обзор проблемы.
  • Глава первая основной части работы посвящена… (В первой главе было рассмотрено…).
  • Вторая глава рассматривает проблему… (Во второй главе содержится информация о…).
  • Заключительная часть исследования содержит полученные выводы… (В заключении представлены основные выводы…).

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Виды

Студентам различные инструменты познания помогают минимизировать проблемы исследования и к моменту вывода собрать полную информацию. При написании работы используемые методы указываются во введении.

Наиболее популярны следующие методы научного исследования:

  1. Общелогические.
  2. Теоретические.
  3. Эмпирические.

Общелогические и методы и приемы исследования применяются, когда необходимо сопоставить, исключить или переделить сущность предмета изучения.  Их используют при создании дипломной работы обязательно. Данными методами являются:

Анализ. Разделение проблемного вопроса на некоторые части и области с целью отдельного рассмотрения каждой. При изучении любого вопроса из любой науки применяется данный метод. В написании работы он может звучать как анализ литературы или нормативно-правовых материалов по объекту исследования.
Синтез. Обратный метод, заключающийся в рассмотрении целого ряда аспектов как единый предмет.
Классификация. Заключается в вычленении определенных оснований из сущности предметов и объединение их на основе схожести. Наиболее распространен в работах с большим уклоном в теорию.
Обобщение. Вывод о вопросе делается на основании общих сторон.
Прогнозирование. Результатом становится заключение о предполагаемом развитии, на основе анализа тенденций движения.
Сравнение. Практическое применение дипломной работы предполагает использование данного метода при написании. Примеры, способы регистрации входящей документации или различные стили управление компанией.
Конкретизация

Акцентирует внимание на предмете и раскрывает его сущность.
Аналогии. Проведение предметного сравнения и нахождение похожих объектов. В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование

Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

В результате они становятся источником информации об интересуемом вопросе.
Моделирование. Создание нереальной модели и перенос в нее существующего объекта.
Абстрагирование. Способность студента уводить мысль при написании в сторону от темы работы, что способствует появлению новых свойств предмета.
Идеализация. Создание нереальных объектов, которые помогают в изучении.
Индукция. Выводит мысль студента от одного момента к более масштабному событию.
Системный. Заключается в исследовании объектов на основе их взаимодействия в системе.
Структурно-функциональный. Деление целого предмета на отдельные структуры.
Вероятностно-статистические. Предполагаемое развитие событий при появлении нестандартных ситуаций.

Как выбрать методологию исследования

В работе важно выбрать те методы, которые помогут быстрее и эффективнее достичь поставленных целей. Как это сделать?. Есть несколько проверенных советов:

Есть несколько проверенных советов:

Оцените, какие из них поспособствуют максимально эффективной работе и гарантированному достижению результата.
Убедитесь, что выбранные методы соответствуют предмету и объекту исследования.
Ориентируйтесь на актуальность и современность. Старая методика не всегда работает в реалиях настоящего.
Между методами должна быть взаимосвязь

Так они лучше будут работать на результат.
Присмотритесь к методам, которые используют другие исследователи по теме.
Обратите внимание на наличие прогностичности и научной обоснованности.

Подход к работе

  1. Проблем не существует. Любая проблема = задача. Все проблемы надо превращать в задачи и решать их.
  2. У любой задачи есть цель. Чаще всего это — решить какую-то проблему, чтобы «перестало быть больно». Прежде чем сформулировать задачу, надо понять, какова цель этой задачи, в чем боль, и донести это в описании задачи. Это поможет исполнителю найти наилучшее решение.
  3. У любой задачи есть решение. Если у задачи нет решения, то нужно выйти из зоны комфорта и поискать решение в другой плоскости. Если у задачи по-прежнему не находится решение, то это значит, что задача сильнее исполнителя, и исполнителю необходимо подняться на уровень выше, чтобы эту задачу решить. FATFOX решает задачи. Любые. Всегда.
  4. Любая задача поддается оценке. Если задачу не удается оценить, значит исполнитель недостаточно детально понял состав работ и возможные риски. Любую задачу можно оценить с достаточной точностью, если подобрать корректный подход к оценке.
  5. Любая задача может быть выполнена в срок. Если задача не выполнена в срок, значит исполнитель не приложил все усилия к тому, чтобы она была выполнена в срок.
  6. Виноват всегда исполнитель. В любых проблемах на пути решения задачи виноват только исполнитель.
  7. Надо сделать, а не делать. Делать ≠ сделать. Если для решения задачи надо потратить деньги или дополнительное время, в том числе куда-то съездить, слетать, что-то купить, набить татуировку, отрезать волосы, сжечь одежду или сменить пол — исполнитель берет и делает, или находит альтернативный способ решения задачи. Все затраты, понесенные сотрудником для решения задачи, компенсируются. В FATFOX все до единого сотрудники понимают, что есть только один показатель работы — решенная задача. Всё остальное — вторично.
  8. Задача решена тогда, когда достигнута цель. Недостаточно формально выполнить задачу. Нужно убедиться, что решение ведет к тому, ради чего ставилась задача, и если это не так, то задачу необходимо переформулировать и решить заново.

Решать задачи в срок в рамках заданных ограничений независимо ни от чего — это дух FATFOX.

Что такое методы в дипломной работе

Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».

Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.

Пример введения к дипломной работе

Справочник по написанию дипломной работы на «отлично»:

  1. Дипломная работа пример и образец оформления
  2. Актуальность дипломной работы
  3. Аннотация к дипломной работе
  4. Апробация дипломной работы
  5. Рецензия на дипломную работу
  6. Гипотеза в дипломной работе
  7. Цели и задачи в дипломной работе
  8. Структура дипломной работы
  9. Как выбрать тему дипломной работы
  10. Как написать дипломную работу
  11. Как написать заключение в дипломной работе
  12. Как написать план дипломной работы
  13. Как написать теоретическую часть дипломной работы
  14. Как написать практическую часть дипломной работы
  15. Как оформить сноски в дипломной работе
  16. Как оформить цитирование в дипломной работе
  17. Клише для дипломной работы
  18. Лист нормоконтроля для дипломной работы
  19. Методы исследования в дипломной работе
  20. Этапы исследования в дипломной работе
  21. Объект и предмет в дипломной работе
  22. Научная новизна дипломной работы
  23. Титульный лист дипломной работы
  24. Объем дипломной работы по ГОСТу
  25. Оформление рисунков в дипломной работе
  26. Оформление схем в дипломной работе
  27. Оформление таблиц в дипломной работе
  28. Порядок подготовки дипломной работы
  29. Оформление презентации для дипломной работы
  30. Приложения в дипломной работе
  31. Рамки и списки в дипломной работе
  32. Речь на защиту дипломной работы
  33. Список литературы в дипломной работе по ГОСТ
  34. Список сокращений в дипломной работе
  35. Чем дипломная работа отличается от курсовой работы
  36. Что такое плагиат в дипломной работе

Теоретические методы исследования в дипломной работе

С точки зрения теории рядовому студенту проще рассматривать объект – необходимо просто изучить факты, понадобится только компьютер.

Анализ. Позволяет рассмотреть отдельные части, параметры раскладываются «по полочкам». За основу берется одно свойство предмета. В экономике применяется несколько видов анализа. Горизонтальный позволяет сравнить каждый пункт по отдельно взятому периоду, а вертикальный – представить общий результат. Коэффициентный и сравнительный анализ используется реже, позволяя изучить отдельные показатели.
Синтез. Объединяются свойства нескольких предметов.
Аналогия. Несколько предметов сравниваются между собой, рассматриваются их свойства, указываются сходства и различия.
Классификация. Автор рассматривает не предмет, а его свойства, объединяя несколько предметов по единому признаку.
Обобщение. Изучаются все признаки предмета, по которым делается окончательный вывод по работе.
Абстрагирование. Автор отходит от самого предмета в пользу интересующих его свойств.
Дедукция. Также рассматриваются отдельные свойства предметов, однако вывод пишется по следующему примеру: от общего к частному.
Системный метод

При нем объекты изучаются как части единой системы, объединяемые общими признаками.
Абстрагирование позволяет отвлечься от ряда свойств предмета, уделяя внимание только конкретным вещам.
Логический подход. Используется студентами гуманитарных вузов, для определения дальнейшего развития рассматриваемого объекта.

  • Формализация. Часто используется в программировании – информация представляется оформленным в виде знакового содержания.
  • Аксиоматический подход. Предмет рассматривается на базе имеющихся общепринятого научного доказательства.Касаемо выбора теоретической методики дипломной работы, стоит детально рассмотреть объект, поискать информацию о ранних исследованиях других авторов. Если вы уже знакомы с работами специалистов данной области, можно позаимствовать у них подходы к исследованию объекта дипломной работы, подставив новые объекты познания. Это будет гораздо эффективнее, нежели создавать собственные, уникальные наработки и сноски.

Структура введения дипломной работы

Написание введения для диплома подчинено сразу нескольким задачам: обосновать актуальность изучаемой в ходе исследования проблемы; представить объект и предмет рассмотрения; указать главную цель работы и изложить поэтапную программу исследовательских действий, предпринятых для ее достижения (проще говоря, сформулировать поставленные задачи); проанализировать тематическую литературу и предложить способы решения выявленной проблемы.

Поэтому введение в дипломе состоит из стандартных блоков, которые раскрывают:

  • актуальность исследования;
  • проблематику, вытекающую из темы;
  • общий объект и частный предмет;
  • анализ источников;
  • гипотезу;
  • цель и задачи;
  • методы.

В какой именно последовательности должны располагаться элементы, лучше уточнить в методических инструкциях кафедры: они обязательно содержат образец введения диплома и общие рекомендации по оформлению каждой части работы.

Некоторые составляющие (чаще всего – гипотеза) могут исключаться из этого набора, и, наоборот, возможно, потребуется добавить пункт с описанием новизны исследования, его практической значимости или уровня изученности проблемы, поэтому точного общепринятого стандарта объема вводной части нет – он устанавливается только приблизительно, в пределах не более 10 % всего текста. Размер введения к диплому сильно зависит и от специфики научного направления. К примеру, для дипломных работ по техническим специальностям обычно достаточно двух-трех абзацев для характеристики степени разработанности темы, а для ВКР историков, литературоведов или философов во введении диплома может понадобиться обзор трудов предшественников, занимающий 5–6 страниц, если вуз не требует отвести под него отдельную главу в основой части.

Другая методология

По академику А.Я.Флиеру методы, используемые при написании дипломной работы делятся на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методы

  • Исторический – описание истории культуры в соответствии выстраивания линейно-хронологической последовательности явлений и событий.
  • Герменевтический – изучение культуры с помощью раскрытия и дешифровки первоначальных смыслов культурных явлений зародившихся при создании.
  • Феноменологический – исторические культурные факты трактуются в точки зрения явности их наблюдателю и ищутся смыслы в них, актуальные вне исторической связи.
  • Историко-психологический – изучение исторической динамики культуры с позиций выявления в ней стадийных цивилизационных типов социально обусловленных сознанием и состоянием психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм – в данной методологии материал интерпретируется в контекстуальных рамках, устанавливаемых авторами исследований по различным основаниям. Методология трактует его как предельно неполный по своей символико-смысловой познаваемости.

Научные и социальные методологии

  • Эволюционизм – культура исследуется с позиций признания ее прогрессивного роста через поэтапное усложнение структур (формационная теория, ответвления эволюционизма, неоэволюционизм, диффузионизм, культурный материализм).
  • Волновые и циклические модели культурной динамики – культуры описываются в качестве отдельных самодостаточных цивилизаций. Происходящие в них процессы представляют собой замкнутый цикл или повторяющиеся волновые движения.
  • Структурный функционализм – интерпретирует культурно-исторические процессы как фундаментальные и решающие имманентные социальные задачи по удовлетворению потребностей и интересов людей.
  • Структурализм – занимается описанием культурно-исторических объектов с позиций поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, анализом устройства культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии – занимаются определением новых проблемных областей культурно-исторической науки, постмодернизма.

Особенности написания методов в дипломной работе

Вышеописанные методы познакомили вас с ними и дали понимание по использованию их в вашем дипломном проекте.

Примеры речевых конструкций, используемые при формулировке методов исследования и методологии:

  • В основе данной работы находятся положения … методологии.
  • работа основана на определенных положениях … методологии
  • методологическая база/основа исследования составлена положениями … методологии
  • В работе / исследовании используются следующие методы …, методы исследования – это… и т.п.

Желательно в работе указать, какие деятели науки изучали данную проблему. В истории исследования положительным будет упоминание исторического контекста или рассказа, что смогли добавить к предыдущим данным современные авторы. Упоминание ученых следует приводить в хронологическом порядке.

Ниже приводим список стандартных конструкций, применяемых при написании методов исследований:

изучение … относится к …,
в … веке … были подробно описаны и изучены …,
проблемами … занимались изучением …,
большой вклад в исследование проблемы … внесла …/внес исследование/работа/труд …,
важное значение имеют труды …,
работы недавних лет позволяют говорить о …,
опыт истории … указывает, что …,
в текущее время преобладающей точкой зрения является …,
данный подход типичен для …,
начало изучению данного вопроса было связано с трудами …, в работах …,
значительное место в работах … занимает теория …,
в числе изучаемых в этом русле задач можно назвать …,
……. подробно описано в работах …,
связь …приведена в … и т.д.. При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

Структура работы, определенная вышесказанным, состоящая из введения,…, глав, списка литературы, заключения, приложений (указываются, если есть в работе).
Задачи, цели и логика исследования определили структуру работы, состоящую из…;
Во введении пишется характеристика работы, важность темы и социальная значимость. Определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, приводится краткий обзор изученности темы.
первый раздел посвящен …,
В третьей главе говорится/рассматривается о …, во второй главе были рассмотрены…, третья глава начинается с  …, затем…;
В заключении представлены выводы по проекту / в заключении описаны основные выводы и т.п.

Определение: что такое ВКР?

Выпускная квалификационная работа – один из видов финальных аттестационных испытаний учащихся, которые завершают обучение по основной образовательной программе среднего профессионального учреждения.

Для ее написания необходимо обладать определенным набором качеств. Но кроме наличия личной характеристики нужно будет выполнить и ряд более существенных требований.

Такая работа должна проводиться в соответствии с методическими указаниями и правилами по написанию ВКР, а также со следующими государственными документами:

  • с Федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям и профессиям СПО (среднего профессионального образования);
  • Порядком проведения Государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО;
  • Положением о Государственной итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения.

О чем нам говорит принадлежность ко всем этим документам? О том, что ВКР – это обязательная часть ГИА. Именно она является подтверждением того, что профессиональная подготовка выпускника соответствует всем ГОСТам выбранной специальности или профессии. Ведь в ней отображаются знания студента в выбранной тематике, уровень его подготовленности по профессии, способности к анализу и систематизации собранных данных, обобщению, решению дидактических задач в специализированной деятельности.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Как правильно оформить методы исследования в дипломной работе

Впервые в дипломной работе методы исследования описываются во введении. Их указывают после описания задач и оформляют списком.

Когда методы описываются в основном тексте работы, то для наглядности рекомендуется использовать графические материалы — таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы, формулы.

В работах по техническим специальностям обязательно указывают оборудование, на котором проводилось исследование.

Если у автора свои уникальные методы исследования, то необходимо описать методологию. Это нужно, чтобы читатель понял о чем речь и мог повторить исследование.

Можно устойчивые использовать речевые обороты для описания приемов:

Выбранные методы и описание исследования должны быть написаны научным языком с использованием научной терминологии, но доступно для читателя.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector