Является ли магистратура вторым высшим образованием? второе высшее образование после магистратуры

Преимущества и недостатки

Решая отправиться после высшего на магистратуру, следует четко осознавать плюсы и минусы этой перспективы.

Среди очевидных плюсов стоит выделить:

Отсрочка от армии, так как магистратура фактически увеличивает срок обучения в университете на два года. Это актуально для юношей призывного возраста, так как в этот период у них иммунитет перед солдатским плацем.
Талантливые умы получают реальную возможность проявить себя в качестве начинающих и перспективных ученых, начав разрабатывать свою тему.
Это отличный фундамент, готовящий к перспективному поступлению в аспирантуре.
Если удастся получить бюджетное место, будет обеспечено общежитие.
Магистерский диплом выше котируется за границей. Так что если есть планы покинуть Россию, рекомендуется продлить получение высшего образования еще на два года. В противном случае для работы за рубежом по специальности после стандартного 5-летнего обучения придется сдавать дополнительные квалификационные экзамены.
Будучи магистром, появляется возможность попробовать себя в преподавании на начальных курсах

Это важно, если в перспективе рассчитываете связать судьбу с преподавательской деятельностью.

Чтобы сделать объективный выбор, стоит оценить существующие недостатки:

  1. Поступить в магистратуру не так просто. Для этого требуется написать квалификационную выпускную работу, сдать экзамены. Чаще всего, это философия, английский язык и ваш профильный предмет.
  2. К магистранту предъявляются особые требования. В частности, требуется написание научных публикаций и ведение исследовательской деятельности.
  3. На большинстве специальностей обязательной является педагогическая практика. Если вы не планируете работать преподавателем, это может оказаться пустой тратой времени.

Взвесив все за и против, следует понять, чего вы хотите добиться от образования.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек

Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Магистратура и бакалавриат — чем они отличаются?

Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:

  1. На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
  2. Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
  3. Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
  4. Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.

Магистратура — это второй уровень высшего образования

Несколько лет назад произошел переход российского высшего образования на двухступенчатую систему. Суть её в том, что вначале студент получает степень бакалавра, а затем может поступить в магистратуру.  На многочисленные вопросы, связанные с новой формой образования,  мы попросили ответить начальника управления магистратурой БГТУ им. В.Г. Шухова  И. В. Ярмоленко.

— Ирина Владимировна, расскажите для начала, что такое магистратура?

Согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого пространства высшего образования), магистратура – это второй уровень двухуровневой системы высшего образования. Всего их, в соответствии с программой реформирования Высшей школы России – два. Первый – бакалавриат. А в магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.
Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 15 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 г. в Болонье министры образования 31 страны подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр — магистр. Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Россию, Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

— Если бакалавриат окончен по одному профилю (или направлению), а затем выпускник решил переквалифицироваться. Это возможно?

— Да, могут поступать не только по профилю предыдущего образования, и даже из других вузов. Кстати, можно стать магистрантом и  после прикладного бакалавриата.

— Что такое «прикладная магистратура»?

— Прикладная магистратура — подготовка магистров для работы на производстве, как говорит наш проректор по учебной работе В.М. Поляков «улучшенный инженер».

— Может ли выпускник специалитета обучаться в магистратуре и на каких условиях?
—  Да, выпускники специалитета имеют право поступать в магистратуру, в т.ч. и на бюджетные места.

— Как проводится обучение?

— Классическая форма обучения: лекции, практические, лабораторные занятия, проведение научных исследований.

— Сколько лет нужно учиться в магистратуре?

— Нормативный срок обучения по очной форме составляет 2 года, по заочной форме — 2,5 года, по заочной форме с применением дистанционных технологий – 2,5 года

— Нужно ли сдавать какие-лидо экзамены?

— При поступлении в магистратуру сдается один вступительный экзамен по программе магистерской подготовки. При прохождении вступительного испытания учитываются предыдущие заслуги: средний бал диплома предыдущего образования; оценка по защите выпускной квалификационной работы; портфолио научных достижений.

— Когда начинается прием документов?

В этом году прием документов и заявлений проводится с 22 июня по 31 июля — на очную форму за счет средств федерального бюджета. С 22 июня по 15 августа — на очную форму с оплатой стоимости обучения, а также на заочную форму за счет средств федерального бюджета и на заочную форму с оплатой стоимости обучения. С 22 июня по 19 декабря — на заочную форму обучения с применением дистанционных технологий.

— Что нужно для того, чтобы учиться в магистратуре? Какие документы подаются?

 Прием документов в магистратуру БГТУ им. В.Г. Шухова производится по личному заявлению граждан. К  нему прилагаются оригинал документа государственного образца о высшем образовании; ксерокопия документа, удостоверяющего личность (копии стр. 2, 3 и 5 паспорта для исключения ошибок при оформлении личного дела); фотография размером 3×4 (в цвете) — 3 шт. А также документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации или их нотариально заверенные копии. Для поступления на ряд направлений требуется медицинская справка.

Подготовила интервью Виктория Горяйнова

Когда магистратура не нужна

Начнем со знаний. Благодаря Интернету и огромным возможностям, которые он открывает всем, без исключения,  людям, можно в несколько раз быстрее найти и изучить нужный материал

Кто пробовал учиться самостоятельно, тот понимает, что важно желание и регулярность

Что происходит в магистратуре, если нет желания учиться, но охота получить еще один диплом. Материалы изучаются кое-как и в минимальных объемах, чтобы только угодить преподавателю. Студент палец о палец не ударит, чтобы лишний раз посидеть и разобраться. Знакомое чувство?

Так вот: тот, кто думает, что ему дадут знания – кардинально не прав. Ему придется их взять самому.

Еще проблема – было бы кому точно указать место, где что брать. Ведь магистерские программы везде разные: где-то сильнее, где-то слабее. В сильных вузах учеба в магистратуре стоит дороже, если и поступать, то только в рейтинговые учебные заведения. Зачем тратить время и деньги на обучение в  слабом вузе? Знаний он все равно не дает.

При поступлении на работу

Как писалось выше, на госслужбе могут попросить магистерский диплом. Во всех остальных случаях это не нужно. Если кто-то сомневается, пускай откроет сайты поиска работы и почитает, где в требованиях пишут о дипломе магистра. В большинстве случаев там есть описание должности и того, что придется делать сотруднику. Если у него есть опыт, он это сделает, если только магистерский диплом – не факт.

Сейчас функционирует так много университетов, что иметь высшее образование – это, как раньше –  просто окончить школу. Никто не удивляется вузовскому диплому, как в середине 20 века, когда высшее образование было недостижимой мечтой большинства граждан.

Сейчас больше привлекает зарубежное образование, да и получить его не так сложно. Например, Германия всегда славилась своими университетами и качеством программ. Сейчас они приглашают российских студентов учиться у них практически бесплатно. Учи язык и – вперед.

Социальный статус

Если кто-то до сих пор наивно полагает, что диплом вуза что-то значит, то сильно ошибается. Сейчас гораздо больший вес имеют деньги, а для начинающих специалистов – умение общаться с коллегами и внутренняя харизма. Если тебя принимают в коллективе, то ты одной ногой уже на карьерной лестнице.

Если не имеешь природной гибкости, доброты, изворотливости, то имей хоть 5 дипломов – с карьерой и амбициями все будет плохо.

И вообще: все привилегии хороши, если они приносят удовлетворение, в том числе и социальный статус. Можно встретить людей, которые хорошо ремонтируют машины и им за это благодарны, платят большие деньги. Что это означает: человек занял свое место в жизни, а не думал, как поступить в магистратуру. Ему хватило технического колледжа, а дальше работа и уважительное отношение к своей команде сделали свое дело.

Почему сейчас так популярны коучи в Интернете, потому что специалистов море, а успешных людей 5% — как было, так и осталось. Значит, что-то не развивается такими темпами, какими открывают новые университеты. Стоит задуматься: а что нам не договаривают?

Как воспринимается белорусский диплом о высшем образовании за границей

Хоть Беларусь вступила в Болонский процесс, дипломы вузов РБ признаются не всегда и далеко не везде. Чтобы диплом о высшем образовании без проблем приняли в Европе, нужно приложение европейского образца Diploma Supplement. Это документ, который подробно рассказывает, какие дисциплины проходил выпускник, насколько успешно, какими навыками владеет. Сейчас его выдают редко, например, в БГУ. Но после изготовления и утверждения защищенных стандартизированных бланков, приложение введут в общее употребление, его можно будет получить вместе с дипломом после любого университета.

Но даже с приложением могут попросить подтвердить квалификацию, в основном, внимательно проверяют навыки. Легче всего принимают дипломы по ИТ специальностям БГУИРа, БНТУ, БГУ. Сложнее подтвердить медицинское образование, потому что система обучения отличается от той, что практикуется в Европе. Пока нет алгоритма действий и для каждого соискателя с белорусским дипломом решение принимается индивидуально.

С дипломом и приложением Diploma Supplement шансы устроиться на работу в Европе выше

Есть страны, где высшее образование белорусского вуза действительно без процедуры подтверждения. Все ступени и научные звания признаются эквивалентными: в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане. Документы взаимопризнаются еще: в Азербайджане, Китае, Туркменистане, Вьетнаме. 

В большинстве остальных стран мира, как и в ЕС, вероятнее всего нужно будет каким-то способом подтвердить, что диплом не просто корочка, что за ним реальная квалификация. Тесты или экзамены на подтверждение диплома бывают платными. 

Ненастоящие причины получать высшее образование

Если поступать не по своей воле, а из-за навязанных причин, больше шансов отчислиться по своему желанию или из-за неуспеваемости, потому что нет интереса и мотивации. Или еще хуже, пойти не по своему пути: как эйнштейнова рыба, которую судили по способности забираться на дерево, отчего она всю жизнь считала себя глупой.

Распространенные причины, когда только кажется, что нужно поступать в вуз:

  • «Чтобы не быть дворником»

    Вмонтированный с 1 класса страх о невозможности состояться без высшего – плохая причина для поступления. Если только такая установка заставляет готовиться к ЦТ, лучше поработать со специалистом по профориентации или психологом. Это поможет снять страхи, понять, чем хотите заниматься. Если это то, что не требует высшего, как танцовщик, автослесарь или специалист по отделке, – отлично! Чтобы получить хорошую работу, нужны навыки, а не высшее.

  • Потому что родители настояли (и оплатили)

    С родителями нужно советоваться и прислушиваться, но решение о поступлении не должно приниматься категорично и без вашего участия.

  • Все сверстники поступают

    Поступление или непоступление должно основываться на ваших целях и желаниях. Здесь важна осознанность и понимание, чего вы хотите. Если не знаете, работайте с профессионалами, пока не выясните.

Ваша жизнь – это только ваш опыт. Ошибетесь, ну и ничего страшного. Просто попробуете еще раз.

Сократ задавал вопросы, пока ученик сам не сформулирует новое знание, Герберт Спенсер выбрасывал из учебной программы все, что не пригодится в жизни, Энрико Ферми учил своих студентов самостоятельно добывать всю информацию для решения задачи. У нас такого нет, но все равно можно получить классическое фундаментальное образование по нужной специальности с квалификацией, научиться развиваться, трудиться, общаться. Этого достаточно, чтобы построить карьеру в Беларуси. Если амбиции направлены на покорение мира, белорусское образование точно не станет преградой, но его придется подтверждать почти всегда.

Белорусское высшее  это выбор из вузов и профилей и прочная основа для любого развития

Мы в Поступи.бел работаем с дистанционным высшим образованием: консультируем, профориентируем, помогаем поступать удаленно в университеты и колледжи. Когда нужно высшее дистанционное, оставьте заявку на нашем сайте – свяжемся удобным способом за 10 минут.

Большой толковый словарь

МАГИСТР, -а; м. 1. В России: низшая учёная степень; лицо, имеющее эту степень. М. уголовного права. Диссертация на звание магистра русской словесности. Выступление магистра исторических наук. 2. В некоторых зарубежных странах: учёная степень, средняя между бакалавром и доктором наук; присуждается бакалаврам после дополнительного курса обучения и сдачи специального экзамена. 3. Ист. Титул главы средневекового монашеского или рыцарского ордена; лицо, носившее этот титул. М. Тевтонского ордена. Обращение магистра к рыцарям. Магистерский, -ая, -ое. М. титул. М-ое звание. МАГИСТРАЛЬ, -и; ж. 1. Основная линия какого-л

пути сообщения (железнодорожного, водного, воздушного), имеющая важное значение. Железнодорожная м

Волга — важнейшая водная м. России. // Широкая улица города с интенсивным транспортным движением, проходящая через весь город или соединяющая отдельные его районы. Центральная м. города. Главная м. соединяет вокзал и аэропорт. 2. Главный кабель или главная труба в системе какой-л. сети (электрической, телеграфной, канализационной, водопроводной и т.п.). Газовая, телефонная м. Высоковольтная м. Прокладка магистрали. Подключиться к вопроводной магистрали. 3. Публиц. Главное, основное направление деятельности чего-л. Повышение уровня жизни — главная м. в деятельности общества. Магистрали политической жизни. Магистральный, -ая, -ое. М. газопровод. М. железнодорожный путь. М-ое направление деятельности организации. МАГИСТРАНТ, -а; м. В России до 1917 г. и некоторых других странах: лицо, готовящееся защищать диссертацию на степень магистра Магистрантский, -ая, -ое. МАГИСТРАТ, -а; м. 1. В некоторых странах Западной Европы: городское управление, муниципалитет; здание, где помещается это управление. // В России от Петра I до 1885 г.: выборное городское управление, ведавшее судебно-административными и податными делами. 2. В древнем Риме: государственная должность (консула, претора, трибуна и т.п.); лицо, занимавшее эту должность. Магистратский, -ая, -ое. М-ое управление. М. секретарь. МАГИСТРАТУРА, -ы; ж. собир. 1. В некоторых странах Западной Европы: совокупность чинов юстиции, выполняющих судейские функции. // В России до 1917 г.: должностные лица судебного ведомства, имевшие звание судей. 2. В древнем Риме: совокупность всех лиц, занимавших высшие государственные должности.

Уровни высшего профессионального образования в России и за рубежом


Официально с двухуровневой системой образования в России познакомились в 2009 году. Ранее все студенты преодолевали 5 лет обучения и получили диплом. Разделение на два этапа вызвало путаницу. Уровни высшего образования: 

  1. Бакалавр. Считается первой ступенью, неполным высшим. Фундаментальная общая подготовка. 
  2. Магистратура и Специалитет. Уровень направлен на углубление в специальность, практическую деятельность, подготовку к научной деятельности. 
  3. Аспирантура. Обучение включает образовательную, педагогическую, исследовательскую деятельность. Студенты пишут диссертацию, получают квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь». Присваивается степень кандидата наук. 

Европейская система образования имеет такую структуру: 

  1. Бакалавр – 3-4 года обучения. 
  2. Магистратура – 5 лет или 1-2 года после бакалавра. 
  3. Доктор – 8 лет обучения, 3 года после магистратуры. 

Три уровня подразумевает Болонская система образования. На нее Россия перешла в 2003 году. Преимущества перехода: 

  1. Приобретение конкретных навыков и появление разных квалификаций. 
  2. Учащиеся вправе выбирать место и программу обучения. 
  3. Есть возможность получить несколько дипломов. 

Недостатки: 

  1. Система образования СССР считалась одной из лучших в мире. Переход на нее стал невозможным. 
  2. Молодые специалисты спешат уехать на ПМЖ в Европу. 
  3. В Европе не котируются даже лучшие российские ВУЗы. 

Специалисты сделали вывод, что недостатки есть не у самой системы образования, а у применения ее в России. При введении нескольких уровней были допущены ошибки, чтобы довести качество получаемых знаний, необходимо проделать еще много работы. 

История появления магистратуры

Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.

Магистр – ученая степень или нет в России?

Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.

Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:

  1. Бакалавр (в России эту степень можно получить в рамках программы бакалавриата или специалитета, то есть получив степень бакалавра или специалиста).
  2. Магистр.
  3. Доктор философии (в некоторых странах эта степень присваивается вне зависимости от изучаемой науки, в других она конкретизируется, например, «доктор медицины»).

В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.

Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.

При этом не стоит путать понятие «ученая степень», рассмотренное только что, и понятие «ученое звание», хоть они и взаимосвязаны. Ученое звание описывает определенный этап академической карьеры специалиста в научной, научно-исследовательской организации, либо в высшем образовательном учреждении. Сейчас в России присваиваются два ученых звания: «доцент» и «профессор». Как правило, для получения звания доцента нужно быть кандидатом наук и иметь профильный стаж научной работы. Для получения звания профессора нужно быть доктором наук и иметь определенный стаж (в том числе, в звании доцента).

Также не стоит путать ученое звание «доцент» с одноименной преподавательской должностью в вузах.

Любые другие статусы («ассистент», «научный сотрудник» и тому подобные) не являются учеными званиями.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения – бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector