Методы в курсовой работе
Содержание:
- Инструменты научных исследований
- Эмпирические методы исследования
- Что собой представляют методы научного исследования?
- Практическая часть курсовой работы: определение
- Качественные методы исследования
- Количественные методы исследования
- Основные методы исследования: классификация
- Примеры
- Как делать литобзор для курсовой
- Тип переплета
- Объект и предмет исследования
- Как связаны понятия объекта и предмета между собой?
- Практические средства
Инструменты научных исследований
На протяжении всей учёбы студенты пишут несколько курсовых работ. Количество научных проектов зависит от выбранной специальности, программы обучения и самого образовательного учреждения. Исследования могут проводиться по разным предметам, но пишутся они по одному принципу.
Раскрыть тему помогает методология. Написание курсовой работы подразумевает использование способов и техник, которые необходимы для научных исследований. Отмечают их во введении к проекту.
Метод — это специальный инструмент, с помощью которого получают, обрабатывают и фиксируют информацию, нужную для данной научной работы. Общенаучные способы едины для всех дисциплин. Для конкретной области также характерны частнонаучные способы. Они применяются конкретно для неё.
Методы для исследовательских проектов бывают двух видов:
- теоретические;
- практические (или эмпирические).
Эти приёмы могут использоваться и в других видах научной деятельности. Для некоторых проектов применяется только одна группа техник.
С помощью теоретических и эмпирических способов удаётся решить поставленные задачи курсовой работы и достигнуть заявленных целей. Но для начала необходимо узнать подробнее об инструментах научных исследований. Не следует выбирать технику наугад. Она должна быть обоснована для конкретной работы.
Эмпирические методы исследования
Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.
Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.
Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета
При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации
Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.
Что собой представляют методы научного исследования?
Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.
Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.
Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.
Практическая часть курсовой работы: определение
Перед тем, как отвечать на вопрос: «Как писать практическую часть курсовой работы?», стоит разобраться, что именно подразумевают под этим термином.
Как назвать практическую часть в курсовой? Название должно указывать на активное действие и практическое применение знаний, изложенных в теоретической части. К примеру, эмпирическая часть курсовой работы по психологии может называться следующим образом: «Экспериментальное обоснование эффективности внедрения методики развития силы на основе контрольных упражнений для детей старшего школьного возраста».
Место практической части в курсовой
Как делать практическую часть в курсовой работе? Для начала стоит определиться с её местом в структуре работы. Курсовая с экспериментальной частью всегда состоит из нескольких разделов:
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы.
Практическая работа является составной частью основного раздела курсовой. Она начинается сразу после теоретических изложений и заканчивается перед написанием выводов в заключительной части.
Если необходимо изложить выводы, полученные экспериментально в реферате или дипломной работе, в них используют ту же структуру. В основной части объясняя задачу и методы, которыми планируют их решать, а в практической — непосредственные вычисления.
Качественные методы исследования
Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.
Рассмотрим важнейшие методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
- Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
- Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.
Количественные методы исследования
Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.
- Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
- Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Примеры
Разберем примеры методов в каждой группе.
Теоретические:
- Абстрагирование. Отбрасывание неважных для ученого свойств изучаемого объекта, заострение внимания на ключевых деталях.
- Аналогия. Построение рассуждения на основе сходства двух объектов. Например, если речь идет об экзопланетах, то их можно сравнить с планетами нашей Солнечной системы.
- Классификация. Разбиение группы исследуемых объектов на категории. Яркий пример классификации – видовая система в биологии, где все разделяется на царства, группы, рода и т. д.
- Обобщение. Переход от конкретики к обобщению для создания вывода. Здесь появляются фразы «в большинстве своем», «чаще всего» и т. д.
- Сравнение. Сопоставление характеристик двух объектов. Используется, например, при анализе эффективности станков. Сравниваются старый и новый образцы, рассматривается и сопоставляется каждая характеристика двух агрегатов.
Практические:
- Эксперимент. Создание каких-либо условий, чтобы рассмотреть механизм работы изучаемого объекта. Забавный пример эксперимента – погружение тела в воду. Известна история, когда Архимед лег в ванну и заметил, что его тело вытеснило объем воды. Тогда он выскочил голым и закричал: «Эврика!». Главное в эксперименте – его достоверность и возможность повторения другими учеными.
- Наблюдение. Непосредственное фиксирование характеристик изучаемого явления в естественной среде. Рассматривать крылья бабочек через лупу – пример наблюдения. Полученную в результате наблюдения информацию можно позже классифицировать или проанализировать.
- Моделирование. Построение модели изучаемого объекта. Часто применяется, например, в экономике. Само по себе построение моделей – тяжелый и длительный процесс, потому что модель должна соответствовать действительности с минимально допустимой погрешностью. Более того, если в изучаемой системе присутствуют аномалии (кризисы в экономике, например), то модель должна допускать подобное и не «ломаться» при попытке симуляции крайних состояний исследуемого объекта.
- Интервью. Если опрашиваемое лицо является носителем ценной информации, то интервью считается научным методом. Полученные в результате интервью ответы должны быть позже систематизированы.
Богатый выбор методов исследования облегчает написание курсовой работы. Мыслительный процесс во время изучения вопроса неизбежно затронет один из представленных выше методов.
Видео по теме: Методы исследования в курсовой работе
Как делать литобзор для курсовой
Как писать анализ источников в курсовой работе? Для этого стоит придерживаться следующих советов:
- выделите теорию, на которую вы планируете опираться в процессе исследования, и покажите её развитие в работах других авторов;
- не старайтесь охватить всю проблему целиком, делайте акцент только на вопросах, которые относятся к выбранной теме;
- используйте для литобзора только научные публикации, которые помогают раскрыть и аргументировать основную мысль работы;
- расшифруйте сложные термины, укажите автора, который их использовал, и область, в которой они применяются;
- следите за логикой и старайтесь, чтобы работы, которые вы рассматриваете в анализе литературы, соотносились друг с другом и с темой исследования;
- правильно оформляйте цитаты, если используете их в тексте.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Что можно и нельзя делать в литературном обзоре
Что можно | Что нельзя |
Делать пересказ литературных источников своими словами, анализируя их и подкрепляя цитатами | Давать определения без ссылок на первоисточник |
Указывать на слабые места предыдущих исследований, критиковать авторов, приводить в качестве образца расхождения теории и практики | Брать готовые тексты из чужих курсовых, дипломов и других работ и использовать без изменений |
Систематизировать и приводить к общему знаменателю разные определения одного и того же термина у разных исследователей | Пересказывать литературные источники без выводов и связки с основной целью работы |
Отдавать предпочтение новым исследованиям по теме проекта | Вставлять цитаты без должного оформления |
Переносить понятия, используемые в других странах без адаптации к российским реалиям, или использовать устаревшие термины | |
Использовать литературные источники десятилетней давности |
Цитирование в литературном обзоре не должно превышать 10%. Весь остальной объём — оригинальный текст студента.
Тип переплета
Выбор вида переплета книги во многом зависит от заявленной цели и аудитории, на которую она ориентирована. Например, книга, предназначенная для ребенка, должна быть достаточно прочной, то есть иметь твердую обложку и плотные листы. На выбор переплета для книги, рассчитанной на взрослого читателя, в основном влияет частота будущего ее использования и фактор престижности.
Сегодня в книжной печати существует девять типов переплета, каждый из которых имеет свои нюансы при изготовлении книг. Четыре из них относятся к брошюрам и книгам в мягкой обложке, а остальные пять – к изданиям в твердом переплете.
Для журналов, каталогов в большинстве случаев используют клеевое бесшвейное скрепление (КБС). Основным плюсом данного способа является его универсальность и невысокая стоимость.
Объект и предмет исследования
Цель исследования в курсовой работе — подтвердить гипотезу, которая выдвинута в начале текста. Ее обычно разделяют на предмет и объект. Студенты нередко путают эти понятия.
Объектом исследования в курсовой называют общее понятие, которое изучается. Например, в орнитологии объектом исследования может быть динамика изменения численности популяций определенного вида птиц. Это обобщенное название исследования.
Предметом исследования курсовой в таком случае будут изменения численности популяции в определенном районе или участке. Для изучения предмета будут использоваться методы сравнения с предыдущими исследованиями, наблюдение за текущим ареалом и подсчет количества активных гнезд.
Достичь нужных показателей можно с помощью сервиса Антиплагиат Экспресс, который помогает повысить уникальность без изменения исходного смысла, форматирования и текста документа.
Если у вас имеются какие-то вопросы — позвоните нам, у нас круглосуточная поддержка клиентов!
8-800-550-55-87
звонок бесплатный
Загрузить работу
Сегодня
18 студентов повысили уникальность своих работ. А всего —
518556 студентов
Как связаны понятия объекта и предмета между собой?
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Так как оба понятия находятся не просто внутри одной науки, но и рассматриваемой учащимся темы, следует определить, как соотносятся между собой объект и предмет. Объектом темы будет все то, что порождает противоречия, проблемы и вопросы, предметом — цель и назначение работы, а также уточнение методик, зрения, позиций на изучаемый объект.
Изучаемый предмет всегда будет находиться внутри все объемного объекта, первый будет частным того общего, что подразумевает второй. Объектом может быть широкая и проблемная область изучаемой темы исследования, а вот предметом будет частное после проведенного анализа, касающееся разных аспектов рассматриваемого объекта.
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Способы, которые помогают определить предмет исследования
Определившись, в чем заключается отличие между объектом и предметом, а также что их связывает, становится понятным, как в целом можно определить эти два субъекта самостоятельной работы студента. Методология формулировки объекта и предмета заключается в следующих советах:
Выберите и обговорите с преподавателем тему исследования, от которой в дальнейшем можно будет отталкиваться в обозначении объекта работы. Из темы написания работы студенту нужно сформулировать цель, благодаря чему можно будет понимать, для чего и кого пишется научный труд.
Далее ответьте себе на вопрос, к какой области знаний относится исследуемая тема. То есть вы должны понимать, это тема из экономики, психологии, юриспруденции или медицины и т.п. Далее спросите себя, в выбранной сфере, что именно больше всего вас может интересовать, ответ на этот вопрос и будет объектом научного труда.
Теперь задумайтесь над тем, какая особенность или характеристика объекта вас интересует больше всего. Что отражает самую животрепещущую проблему или вопрос, что наиболее актуально сегодня
Ответы на такие вопросы подскажут, в чем заключается предмет проводимого исследования.
Важно, чтобы объект был обобщающей средой, находящейся внутри темы студенческой работы, а также содержащей внутри себя изучаемый предмет. Простым языком из темы вытекает объект, а из объекта – предмет.
Роль руководителя работы
Если речь идет о курсовой или дипломной работе студента, которую курирует преподаватель или научный руководитель, от него напрямую зависит сразу несколько этапов написания работы:
- выбор темы;
- систематическое руководство написанием работы по структурным элементам (название, содержание, введение, список литературы, приложения и др.);
- контроль над соблюдением графика и сроков написания научного труда;
- консультация студента по ключевым понятиям работы – цель, задачи, предмет и объект;
- помощь в сборе, систематизации, обобщении и обработки практического материала;
- рекомендации по поводу используемых источников.
Из указанного списка обязанностей научного руководителя становится понятным, что после определения темы, а также объекта и предмета исследования студент может получить консультацию и одобрение или корректировки с его стороны
Для преподавателя крайне важно, чтобы объект и предмет по теме работы ранее нигде не фигурировали в теоретических источниках, значит, научный труд студента будет соответствовать принципам актуальности и новизны
Примеры объектов и предметов исследования
Чтобы наглядно ознакомиться с тем, как студент, отталкиваясь от темы работы и дисциплины, выделяет объект и предмет работы, стоит просмотреть готовые примеры:
Если тема студенческой работы «Семья и брак», то учащемуся в качестве объекта можно сформулировать права и обязанности членов семейных отношений, а предметом – права и обязанности супругов, детей и т. п. В рамках дисциплины информатика по теме «Особенности и принципы работы электронной почты» студент может обозначить объект электронный ящик в интернете, а предмет — основные принципы работы электронного ящика.
Практические средства
Любая курсовая работа или дипломный проект предполагают исследовательскую деятельность, базой для которой являются теоретические техники и практическая часть. Во введении любого проекта студент должен указать и перечислить использованные им инструменты и средства, а также обосновать сделанный выбор. В любом ВУЗе, как правило, есть методички по написанию студенческих работ, в которых приведено описание и порядок выполнения задания.
Наиболее распространенными практическими способами в науке являются:
- проведение экспериментов — наиболее эффективный прием, знакомый каждому школьнику с уроков химии или физики и составляющий основу серьезной научной деятельности (предполагает вмешательство в реально существующие условия существования и возникновения объектов или явлений);
- наблюдение — обязательно при любом познании, позволяет фиксировать и отмечать любые нюансы, важные для работы;
- измерения — позволяют опытным путем определить характеристики изучаемого предмета, его вес, длину, ширину, объем, рост и другие, получив данные в численных показателях или единицах;
- опросы и анкетирование — предполагают привлечение большой группы людей, которые должны дать ответы на вопросы с несколькими вариантами, бывают в письменной, устной форме или в режиме онлайн.
К практическим методам также относится моделирование. При его проведении составляется структурированная уменьшенная копия, имитирующая изучаемый объект. Операции могут проводиться как при помощи схем, чертежей и формул, так и в компьютерном режиме. При предметном моделировании исследуются отдельные части и составляющие.
В некоторых отраслях науки используется интервьюирование. Оно предполагает беседу с человеком, у которого можно узнать нужную информацию. Обязательно подразумевается регламентированный характер, вопросы составляются заранее и не предполагают вариантов ответа в отличие от анкетирования. Планирование опросника позволяет без задержек получить ответы опрашиваемого.
Такие методы, как эксперимент и наблюдение, предполагают длительность и создание определенных условий, благоприятных для получения результата и позволяющих действиям повторяться. Именно на неоднократном получении тех или иных данных делаются выводы о свойствах и особенностях объекта.